Авторизация

Игра в безвизовый режим: как нежелание власти бороться с коррупцией мешает отмене виз

Игра в безвизовый режим: как нежелание власти бороться с коррупцией мешает отмене виз
Фото: AFP

"У меня будет серьезный разговор с депутатами о проваленных законах визовой либерализации. Во вторник – последний день голосования", – жестко заявил вчера Петр Порошенко.
Вообще-то, граничный срок принятия ВР пакета законов, необходимых для отмены Евросоюзом виз для украинцев, истекает в понедельник 9 ноября. В четверг из 13 проектов депутаты проголосовали лишь три. Рассмотрение остальных перенесли на вторник, а евродепутаты, которые весь четверг наблюдали за шоу под куполом, резко отрезали: "Следующая неделя – последняя, больше ждать не будем". ЕС в очередной раз закрыл глаза на межусобицы в украинском политикуме, продлив срок принятия проектов на день.
Но это далеко не главное условие ЕС в пакете визовой либерализации: Запад продолжает настаивать на отставке генпрокурора Виктора Шокина и изменения закона о прокуратуре в части формирования Специальной антикоррупционной прокуратуры.
ИСПУГАЛИСЬ ЗА СВОЕ ИМУЩЕСТВО. Главным камнем преткновения при голосовании пакета законов по визовой либерализации в четверг, кроме нормы о недопущении трудовой дискриминации сексменьшинств, стали также законы об аресте и спецконфискации имущества коррупционеров.
При рассмотрении этих документов в профильном комитете Рады ко второму чтению только в одну статью из предложенных 60 правок внесли 20. По словам экспертов, "Батькивщина" (а глава комитета по вопросам правоохранительной деятельности Андрей Кожемякин во фракции ЮВТ) таким образом, хотела снять с себя ответственность, перекинув ее на Кабмин.
"Законы про арест и конфискацию активов были так видоизменены в комитете Кожемякина, что если бы они были приняты, парализовали бы и без того шаткую систему ареста и конфискации имущества. И эти законопроекты раздавались депутатам под соусом визовой либерализации", – считает Дарья Каленюк, исполнительный директор Центра противодействия коррупции.
Глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин описал лишь пару "перлов" таких поправок: "Взятки, которые не достигают размеров, чтобы их можно было квалифицировать как тяжкое или особо тяжкое коррупционное преступление, невозможно будет арестовать. То есть, их надо будет возвращать взяточникам. Также сейчас, при наличии подозреваемого или обвиняемого в преступлениях, где наказанием является конфискация, можно наложить арест на все имущество подозреваемого. Есть подозрение по Табачнику – арестовываем все имущество, находящееся в его собственности. Депутаты предлагают, чтобы прокуроры давали доказательства преступности происхождения каждой единицы такого имущества. Конечно, такая норма защищает от потери собственности всех чиновников, кто успел прикупить себе недвижимость за рубежом".
Кроме того, по словам Шабунина, невозможно будет конфисковать "Лексус" любовницы, приобретенный за взятку, ведь "спецконфискацию у третьих лиц, которая была частично введена в 2013-м по требованию ЕС, в 2015-м, под прикрытием все тех же требований ЕС, хотят вообще убить".
В "Батькивщине" говорят, что при разработке поправок руководствовались практикой европейских стран. Впрочем, раскритиковал их правки и глава НАБУ Артем Сытник, сказав, что поддерживает редакции этих законов на этапе первого чтения. А глава фракции "Самопомич" Олег Березюк обвинил коллег по парламенту в том, что те специально "изуродовали" закон, потому что боятся за свое имущество, иногда нажитое нечестным путем.
Точку в политических кулуарных склоках должны поставить во вторник 10 ноября.
ШОКИН И КОРРУПЦИЯ. "Но на пути к визовой либерализации проблема не только в этих 13 законах. Проблема в их реализации и…коррупции", – сказал нам один из европарламентариев в кулуарах в четверг.
Все помнят скандал, который поднялся после заявлений посла США в Украине Джеффри Пайетта. Он прямо обвинил ГПУ и ее главу в "крышевании" коррупции, добавив: "Сначала реформы, потом – деньги". В этом его поддержал и глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский.
Сразу после этого ГПУ и Виктор Шокин начали демонстрировать небывалую активность: арестовали лидера партии УКРОП Геннадия Корбана, задержали экс-министра юстиции времен Януковича Елену Лукаш, а на допрос в ГПУ вызвали членов Оппозиционного блока Наталью Королевскую, Вадима Новинского и Александра Вилкула. Общественности дали картинку активности работы правоохранительных органов.
Но Запад продолжает давить на Банковую, особенно в вопросе смены Виктора Шокина. "Пока генеральный прокурор вообще никаких результатов в борьбе с коррупцией или в расследовании резонансных дел из прошлой власти не показал. Ну, мы же не будем считать эту, условно, шутку с Мосийчуком (нардепом от РП Игорем Мосийчуком, которого задержали прямо в ВР – Авт.) серьезной борьбой с коррупцией", – сказал нам член Общественного люстрационного комитета Карл Волох.
Тем временем замглавы фракции БПП Игорь Кононенко назвал заявления послов США и ЕС их "личным мнением", а обвинения в адрес ГПУ и Виктора Шокина в "крышевании" коррупции и саботаже антикоррупционной реформы – попыткой отвлечь внимание общественности от более насущных проблем в стране.
"Сейчас общество пытаются сосредоточить на проблеме, которой не существует. С 1 декабря должно заработать НАБУ, и все, в чем обвиняют генпрокурора с точки зрения борьбы с коррупцией по закону перейдет туда", – сказал нам Кононенко.
Эксперты, тем временем, не верят в то, что сегодняшняя показуха активности ГПУ на украинскую и западную публику поможет Виктору Шокину удержаться в кресле. "Меня удивляет президент: все понимают, что самостоятельно Шокин себя бы так не вел. Есть такое понятие, как "сохранять лицо". Скоро просто нечего будет сохранять. Я ориентируюсь на американских дипломатов. И когда экс-посол США в Украине Джон Хербст на конференции о ГПУ говорит такими словами (он прямо рекомендовал сменить Шокина – Авт.), когда действующий посол прямым текстом говорит, когда мы видим сообщения пресс-службы ГПУ о том, что состоялись встречи между генпрокурором и послом США о реформировании прокуратуры…Это какой-то сюр. Мне совершенно понятно, что заигрались ребята (на Банковой – Авт.). И совершенно понятно, что не прокатит (Запад кормить обещаниями – Авт.)", – сказал нам экс-вице-премьер по евроинтеграции Олег Рыбачук.
По информации Карла Волоха, вопрос с отставкой Шокина был решен (между Западом и Банковой – Авт.) еще около месяца назад: "Вопрос в том, когда будет ротация. В данном случае я совершенно не исключаю, что Шокин исполняет роль камикадзе. Я не могу до конца исключать, что его там (на должности главы ГПУ – Авт.) додерживают для того, чтобы он выполнил роль, и на его место не пришел какой-то совсем непрогнозируемый человек".
Источники "Сегодня" в окружении президента также подтверждают скорую смену Виктора Шокина ближе к концу ноября. Уже известны и фамилии возможных преемников. О них "Сегодня" напишет немного позже.
ЦЕЛЬ – ДОДАВИТЬ ПРОКУРАТУРУ. В цепочке требований Евросоюза появился и совершенно новый пункт: "уменьшение влияния ГПУ на отбор и формирование состава новой Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП)". Точнее, он не новый, и вписывается в требование ЕС по борьбе с коррупцией. И если бы в вопросе формирования САП Генпрокуратура не ставила палки в колеса, у Запада претензий бы не было.
Стоит напомнить, что именно работники САП будут выдавать детективам НАБУ разрешения на расследование дел против коррупционеров и передачи их в суд. Конкурс по отбору главы САП продолжается, и, по словам Петра Порошенко, до 1 декабря страна должна услышать имя главы Специальной антикоррупционной прокуратуры. Изначально перед конкурсной комиссией стоял крайний срок 1 октября.
Но, дьявол, как всегда, кроется в деталях. Все дело в том, что по закону в состав конкурсной комиссии ГПУ обязана делегировать 4-х своих представителей. Она и делегировала, но подконтрольных себе представителей, хотя Запад рекомендовал их выбрать на открытом конкурсе. Евросоюзу, конечно же, это не понравилось: представительство ЕС в Украине в лице Томбинского потребовало от ГПУ сменить свою "четверку" до 23 октября. Свое требование Евросоюз передал через МИД, уточнив, что на кону – безвизовый режим.
"Вместо того, чтобы согласиться, в ГПУ что сделали? Правильно – пригрозили МИДу провркой. Бред! – сказал нам один из дипломатов. – Шокин, как говорят, перегнули палку".
И когда скандал просочился в СМИ через пару дней в личном телефонном разговоре Петр Алексеевич и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер согласовали замену "четверки Шокина". Но, западные политики и дипломаты напомнили украинской власти и о старом грешке – способе формирования САП.
Чтобы уточнить, о чем идет речь, вернемся к моменту принятия во втором чтении закона о внесении изменений в закон о прокуратуре, о формировании и деятельности самой САП. Принимали документ 2 июля около 8 вечера: депутатам уже так хотелось домой, что все поправки не набирали нужных 226 "за". А зря, ведь теперь на принятии одной из них настаивает США и ЕС. А ЕС, по словам Карла Волоха и Олега Рыбачука, под это подтягивает условие отмены виз.
Давайте посмотрим, какую поправку предлагал тогда внести нардеп от БПП, член комитета по вопросам противодействия коррупции Виктор Чумак:
В итоге в ныне действующем законе так и осталась норма о том, что сотрудников САП назначает генпрокурор, когда предлагалось отдать эту функцию главе САП. "Клиентами Специальной антикоррупционной прокуратуры являются министры, депутаты, президент…То есть, топ-чиновники 1-2 категории. Именно поэтому за эту прокуратуру идет такая драка. Для чего? Для того, чтобы этим прокурором можно было управлять в ручном режиме: или непосредственно через генпрокурора, вернее – президент смог управлять через генпрокурора, или он им мог управлять непосредственно сам. Специальный антикоррупционный прокурор – человек, которому можно давать команду "фас" или команду "стоп" и держать на крючке того или другого (коррупционера – Авт.)", – объяснил нам Виктор Чумак.
С ним полностью соглашается член конкурсной комиссии по отбору главы САП, бывший судья Конституционного суда Виктор Шишкин: "А почему вы только сейчас об этом говорите? Еще полтора месяца назад мы вышли к общественности и говорили, что изменения, которые вносились в закон в июле, загнали САП в структуру именно ГПУ. Не всей украинской прокуратуры, как это было еще в феврале, а именно Генеральной прокуратуры".
Более того, Виктор Чумак напомнил, что тогда его правку в закон его коллеги по парламенту пропустили мимо ушей, сосредоточив все внимание на формирование комиссии по отбору главы САП. Тогда нардеп от "Самопомочи" и коллега Чумака по комитету Егор Соболев с трибуны заявлял:
Тогда, как известно, удалось отстоять норму об уменьшении количества представителей ГПУ в конкурсной комиссии до 4-х человек. "И если будет нормальное большинство в комиссии (после замены "четверки Шокина" – Авт.), тогда и эти члены конкурсной комиссии могут найти сильного человека (на главу САП – Авт.). Конечно, было бы хорошо отменить требование (к претендентам – Авт.) о том, что человек должен работать в прокуратуре. Я считаю, что опыт работы на госслужбе должен рассматриваться аккуратно. Это может быть, скорее, плохим фактором, нежели хорошим. В особенности, если мы говорим о прокуратуре", – сказал "Сегодня" Егор Соболев.
На вопрос о том, почему 2 июля в Раде никто не поддержал поправку Чумака, Соболев возразил: "А мы за это выступали и выступаем. Вы вспомните бурные дебаты в парламенте с Юрием Луценко, который провел изменения, уменьшающие независимость САП от ГПУ. Собственно говоря, в этом и была идея САП, чтобы она смогла арестовать руководство ГПУ. Генпрокуратура в нынешнем виде, мне кажется, неизлечима".
В беседе с "Сегодня" глава миссии Европарламента по реформированию ВР Пэт Кокс сказал, что Запад будет настаивать на изменении закона о прокуратуре в части уменьшения влияния ГПУ на САП. И в Раде 8 нардепов, в их числе Чумак и Соболев, уже зарегистрировали проект 3372. Его принятие передаст полномочия формирования состава САП в руки главы самого САП и НАБУ.
рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка