Продолжается разбор полетов из-за того, что крупнейший европейский лоукостер Ryanair отказался работать в Украине.
Как сообщали «ФАКТЫ», премьер-министр Владимир Гройсман провел спецсовещание, на котором поручил возобновить переговоры с Ryanair с привлечением третьих лиц, а также обратиться в НАБУ и Антимонопольный комитет, чтобы выяснить, не было ли нарушено законодательство Украины во время переговорного процесса между авиакомпанией и украинской стороной. «Мы открыты и готовы привлекать различных перевозчиков, в том числе компании, которые работают по модели low cost. Но не любой ценой, — подчеркнул премьер-министр. — Условия работы должны быть конкурентными. Мы всем должны предложить одинаковые базовые условия».
Между тем в аэропорту «Борисполь» заявили, что переговоры с Ryanair по финансовым вопросам были обречены с момента фиксации ставки полетного сбора с пассажира в размере 7,5 доллара. «В начале переговорного процесса со стороны аэропорта «Борисполь» неоднократно был высказан ряд предостережений о невозможности удовлетворения в полном объеме их финансовых ожиданий в силу специфики украинского законодательства и конфликта модели лоукост-аэропорта и хабового аэропорта, каковым является «Борисполь», — говорится в сообщении.
По информации «Борисполя», для удовлетворения требований Ryanair была уменьшена ставка пассажирского сбора с 17 до 13 долларов для всех авиакомпаний, «что означает для нас недополучение ежегодно 360 миллионов гривен». «Ставка данного сбора устанавливается приказом Министерства инфраструктуры. Без соответствующего изменения получения ожидаемых Ryanair 7,5 доллара за одного пассажира не могло произойти», — объясняют в «Борисполе».
Ранее директор аэропорта Павел Рябикин сообщал о требовании ирландского лоукостера предоставить массу бесплатных услуг, в том числе выделение земли под строительство гостиницы. В «Борисполе» заявили, что готовы «к любому аудиту переговорного процесса с авиакомпанией Ryanair на предмет экономической целесообразности, взвешенности позиции руководства аэропорта, юридической корректности и недискриминации других контрагентов аэропорта с позиции законодательства о защите экономической конкуренции». Директор аэропорта готов нести ответственность за все решения, принятые в ходе переговорного процесса с авиакомпанией.
Отставку Павла Рябикина будет инициировать министр инфраструктуры Владимир Омелян, но сам увольняться не собирается. По его словам, переговоры с Ryanair продолжались более пяти лет. Министр сообщил, что половина региональных аэропортов не имеет полноценной взлетной полосы (как в Одессе, например), половина — терминала (Гостомель). «Почему пассажиры должны летать не из Киева, если в „Борисполе“ есть два пустых терминала? — возмущается министр. — Аэропорт государственный, терминалы построены за государственные средства, пока они не работают, аэропорт на содержание каждого из них тратит около 250 миллионов гривен в год. Один терминал используется для проведения культурных мероприятий, выставок и тому подобное. Фуршеты организовывать можно, летать — нет?! Не слишком жирное место для развлечений?!»
Министр считает, что разглашение условий договора Рябикиным произошло целенаправленно, чтобы Ryanair ушел, хлопнув дверью. По его мнению, надо было продолжать договариваться, в том числе и по «бесплатным» требованиям авиаперевозчика. «Я убежден, что Ryanair может быть в Украине. Вопрос в том, что не может один министр бороться за это», — подчеркнул Омелян.
Впрочем, все не так однозначно. В скандале нет правых и виноватых. Так, эксперт общественной организации «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов в комментарии LB.ua отметил: «В «Борисполе» достаточно сложная система пассажирских сборов. Если подсчитать, сколько платят пассажиры за свое обслуживание в аэропорту, то можно смело выходить на цифру в 50 долларов. Кроме стандартного «пассажирского» сбора в 17 долларов есть еще сбор на развитие украинской авиации, сбор на авиационную безопасность, сбор с авиакомпаний за взлет-посадку (отражается в авиабилете), запредельные ставки аренды, которые доходят до 200 долларов за квадратный метр (отсюда кофе по 40 гривен и сэндвичи от 80 гривен).
Есть еще ряд сборов, которые пассажир не видит, но чувствует «на своем кармане». Все это ушлые ирландцы предложили заменить на единый сбор в 7,5 доллара. То есть, по сути, отменить всю систему поборов, которая действует сегодня в «Борисполе». Естественно, аэропортовая «мафия» с этим не согласилась и начала проект саботировать. Не меньше чиновников напугали перспектива решать все спорные вопросы в Лондоне, как того требовали в Ryanair".
В свою очередь бизнесмен Илья Кенигштейн рассматривает ситуацию с точки зрения особенностей украинской экономики: «История Ryanair в Украине — это не только история крупнейшего европейского ультра-лоукостера, который шантажирует ультиматумами неповоротливый менеджмент отечественной госкомпании, сделав заложниками ситуации сотни людей, купивших билеты. Это также история фейла «Борисполя», инфраструктуру которого за последние 10 лет растащили по кускам. В итоге концепция, в которой государство частично субсидирует стоимость билетов Ryanair, доплачивая за каждого пассажира, а аэропорт зарабатывает до 80 процентов за счет неавиационных доходов (стоянки, такси, магазины беспошлинной торговли, рестораны), у нас не работает. Потому что в собственности аэропорта ничего этого уже давно нет.
Ryanair, открываясь в том или ином аэропорту, прямо либо опосредованно создает мощный пассажирский трафик, массу рабочих мест и возможностей для малого и среднего бизнеса. Именно на этом Ryanair строит свою модель, выторговывая оптимальные для себя условия. И именно благодаря цене за свои билеты является одной из самых популярных авиакомпаний Европы. А в ситуации, когда у аэропорта — только взлетно-посадочные полосы и диспетчерская вышка, а все остальное уплыло кумовским конторам, такое невозможно.
У меня нет никаких сантиментов в отношении руководства Ryanair и выбранной ими модели поведения. Они, не подписав договор с «Борисполем», начали продажу билетов и, подписав договор с аэропортом во Львове, цинично принесли его в жертву шантажу. Но надо понимать, что Ryanair, как и H&M, easyJet, IKEA, Apple, PayPal, Google Wallet, Amazon Payments, Tesco, Starbucks, Burger King, Peek & Cloppenburg, Walmart и многие другие — могут вписаться только в ту систему, которая не обманывает саму себя. Другими словами, у нас Ryanair хочет зарабатывать, а не заниматься реформами, делая грязную работу вместо тех, кто должен".