Первая после полугодичного перерыва встреча глав МИД "нормандской четверки" в Берлине стала, скорее, декларативной, чем результативной. К согласию по тексту "Дорожной карты" стороны так и не пришли – у каждого был свой набор аргументов и "дорожных карт". РФ, как всегда, настаивает на первоочередном выполнении Киевом политической части договоренностей, а о своей, безопасностной части обязательств, забывает.
Более того, в черновых вариантах "Дорожной карты" первым пунктом Кремль закреплял за Украиной обязательство прекратить боевые действия на Донбассе, а сейчас пытается легитимизировать боевиков. Украина, понятно, настаивает на том, чтобы сначала поддерживаемые РФ боевики прекратили стрелять, РФ вывела свои формирования и технику и отдала контроль над границей.
А вот Францию и Германию, похоже, украинский вопрос мало интересует. Во-первых, все внимание в Париже и Берлине приковано к предстоящим там выборам. Во-вторых, глава немецкого МИДа до начала встречи в Минске прямо заявил, что намерен обсудить со своим российским коллегой Сергеем Лавровым обострение ситуации в Сирии. Франция, тем временем, созвала срочное заседание Совбеза ООН по аналогичному вопросу. Поэтому, даже если проект "Дорожной карты" вскоре и согласуют, его выполнение может затянуться, пока Европа не отойдет от избирательной лихорадки.
"Дорожная карта" должна стать пошаговым планом реализации каждого пункта первых и вторых "Минских соглашений" с четкими временными рамками и ответственными за ее выполнение или невыполнение сторонами. Документ, по словам Петра Порошенко, будет состоять из трех блоков: безопасностного (должен быть выполнен первым), гуманитарного и политического (который включает так называемую "формулу Штайнмайера).
"Дорожную карту" должны были согласовать еще на встрече лидеров "нормандской четверки" 19 октября в Берлине. Но тогда главы государств поручили закончить разработку документа главам МИД "четверки" и презентовать его на встрече до конца ноября.
Достаточно долго переговоры на уровне министров не подтверждали, а глава российского МИДа Сергей Лавров и вовсе говорил, что в них нет смысла. Даже украинские депутаты в беседах с "Сегодня.ua" с уверенностью говорили, что встречи министров "четверки" в ноябре не будет. "Да, она переносится. В данном случае очень много сроков переносится из-за довольно динамично меняющейся ситуации в мире. Украинская сторона представила список предложений по наполнению "Дорожной карты", но неизвестно, устроит ли он российскую сторону", – говорил "Сегодня.ua" замглавы Арьев.
Но после телефонных переговоров Петра Порошенко с Ангелой Меркель повестка дня изменилась, и стороны договорились о встрече 29 ноября, а позже определились и с местом. Переговоры решили провести в Минске в "Президент-Отеле". Свои требования украинская сторона озвучила еще до старта переговоров за закрытыми дверями.
"Ну, вы поняли. Киев-Минск. На встречу министров иностранных дел в "нормандском формате". Будем настаивать на нашем варианте "Дорожной карте": безопасность, гуманитарный блок (освобождение всех заложников) – и только потом политический", – написала в своем Facebook представитель Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы, первый вице-спикер ВР Ирина Геращенко.
О своих ожиданиях от встречи в Минске, выступая на Форуме международной политики в Берлине сегодня утром, заявил и глава немецкого МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер. "Минские договоренности не были решением конфликта, но они стали тем, что не позволило конфликту разгореться пожаром по всей Украине. С этим убеждением я лечу в Минск". Но потом глава немецкого МИДа добавил, что, пользуясь случаем, обсудит с Лавровым и эскалацию конфликта в Сирии, – заявил он.
Вальтер Штайнмайер. Фото: AFP