У бомжей в жизни три задачи: найти еду, согреться и поспать
4 апреля станет черным днем для украинских бездомных. Они больше не смогут регистрироваться (прописываться) в центрах соцобслуживания и соцзащиты, если там их не обеспечат койко-местом. Этого требует статья закона о расширении полномочий местных органов власти. В центрах соцзащиты говорят, что они будут вынуждены прекратить регистрацию бездомных вовсе, поскольку возможности предоставить им спальные места у них нет. Это значит, что бездомные люди могут лишиться положенных им по закону выплат: социальной помощи или пенсии.
Усугубляет ситуацию и то, что, по подсчетам волонтеров, за два последних года бомжей в стране стало примерно на 20% больше из-за войны на Донбассе и аннексии Крыма. Сейчас, по данным Минсоцполитки, в стране насчитывается около 30 тысяч бездомных, но это лишь те, кто обратился за помощью. В реальности же, по оценкам экспертов, таковых — около 200 тысяч. И станет еще больше.
ПОМОЩЬ. Государство старается помогать бездомным — но только тем, кто обратился за помощью. Таких совсем мало — примерно 1 из 8, признают власти. В официальном ответе Минсоцполитики нам сообщили, что за 2015 год они обслужили 25,8 тыс. бездомных: помогали в восстановлении документов, поиске работы, места временного проживания и питания. Но только за последний год количество людей, нуждающихся в помощи, возросло в разы. Так, в Одесской области число бомжей увеличилось в 2,6 раза, почти до 8000 чел. (подробнее см. инфографику).
Стало больше обращений в центры соцобслуживания также в прифронтовых Днепропетровской и Харьковской областях. Социологи объясняют эти всплески миграцией бездомных с Донбасса и Крыма, где людей лишили любых возможностей выживать, а также кризисом: все больше людей, особенно в сельской местности, потеряв постоянное место работы, вынуждены скитаться по стране, после чего оседают в городах побогаче.
По словам президента объединения граждан "Народная помощь" Ивана Ковалишина, сейчас в стране насчитывается 175—200 тыс. бездомных. "В связи с войной только в Киеве за два года бездомных стало больше на 20%, и теперь их свыше 20 тыс. человек, — говорит президент Всеукраинского благотворительного фонда "Социальное партнерство" Елена Полищук и добавляет: — Закон (о расширении полномочий местных органов власти. — Авт.) лишь усугубит ситуацию, ведь многие люди не смогут получить временную прописку. Это значит, они автоматически лишатся социальных выплат, возможности трудоустроиться или получить бесплатную медпомощь, а соответственно — и изменить свою жизнь к лучшему".
СУДЬБЫ. Юрий из Донецка год назад в одночасье потерял семью и жилье: жену и двоих детей убил попавший в дом снаряд, выпущенный боевиками. Несколько месяцев он мыкался в "серой зоне", пытаясь подработать, а затем осел в Киеве. Сейчас он волонтерит в одном из центров занятости, где имеет койку и еду, и пытается восстановиться после психологической травмы.
А в фонде "Социальное партнерство" уже несколько месяцев получает бесплатную еду целый взвод бывших бойцов из АТО (20 человек): их мобилизовали, а через год уволили. Дома их никто не ждет. "Эти люди имеют документы, но у них нет ни жилья, ни работы. Сейчас они надеются снова вернуться на фронт — либо по контракту, либо по призыву. Но пока тщетно", — рассказали нам в фонде.
НЕ ХОТЯТ. Впрочем, хватает также бездомных, которые и не стремятся вернуться к нормальной жизни — даже с помощью государства или волонтеров. "Бездомными обычно становятся по двум причинам: мошенническое лишение жилья и проблемы с родственниками. Например, будущий бомж не работает, пьянствует — и его выгоняют из дому, — разъяснила нам психолог Надежда Остапенко. — Но у тех, кто прожил хотя бы год на улице, борясь за удовлетворение трех основных потребностей — еда, сон и место, где можно спрятаться от холода, — возникают психологические проблемы. Одни воспринимают желание окружающих помочь как подачку — и отказываются, мол, сам найду, чем прокормиться, раз я выжил. Ну а другие просто не знают, куда обратиться".
И это действительно так: 50-летний бомж Михаил рассказал "Сегодня", что у него жулики отобрали квартиру. Он уже 4 года живет в колодце теплотрассы рядом со своей хрущевкой: "Собираю бутылки, сдаю макулатуру, добрые люди помогают едой и деньгами. Я был в центре соцпомощи. Но мне не нравится подчиняться распорядку дня — а здесь я сам себе хозяин", — говорит Михаил.