Бывший олигарх Михаил Ходорковский, взявшийся за поддержку российской оппозиции на федеральных выборах, снова в центре внимания: Москва намерена добиваться его экстрадиции через Интерпол. «Лента.ру» оценила шансы на выдачу в Россию и проанализировала связь этого дела с приближающимися выборами в Госдуму.
О том, что Михаил Ходорковский объявлен в международный розыск по линии Интерпола, стало известно утром 11 февраля - мир оповестил об этом анонимный источник через агентство «Интерфакс». «Соответствующее решение направлено в центральное бюро Интерпола в Лионе», - уточнил он. Получасом позже эту информацию подтвердил агентству главный спикер Следственного комитета Владимир Маркин. Но официального пресс-релиза на сайте СК в интернете так и не появилось - как, впрочем, и фамилии Ходорковского в списке разыскиваемых на сайте Интерпола.
Последнее, однако, ничего не значит: в базу розыска никто не попадает автоматически. Сначала штаб-квартира Интерпола в Лионе должна изучить запрос российского отделения и принять по нему решение - удовлетворить или отказать. Только после этого начнется собственно розыск. Напомним, что экс-миллиардера подозревают в причастности к убийству мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, которое произошло в 1998 году.
Строго говоря, в международном розыске Ходорковский и так числится с конца декабря, когда Басманный суд Москвы заочно арестовал бывшего олигарха. Однако, как уточнил источник «Интерфакса», на тот момент речь шла только о розыске в странах СНГ и государствах, с которыми у России заключено соглашение о взаимной выдаче преступников. С Великобританией, где сейчас находится Ходорковский, такого соглашения нет.
«Объявили в Интерпол» - звучит угрожающе, однако эта организация отнюдь не ловит «объявленных» за руку в любой точке планеты и уж тем более не доставляет по месту требования.
Юридический механизм объявления в международный розыск по линии Интерпола, согласно российскому законодательству, предполагает заочное судебное решение об избрании меры пресечения в отношении человека. Это позволяет сразу после задержания взять обвиняемого под стражу. Чтобы привлечь к ответственности лицо, находящееся вне российской юрисдикции, существуют международные соглашения, позволяющие государствам на взаимной основе разыскивать криминальный элемент по всему свету. Еще в середине прошлого века была создана организация, аккумулирующая информацию о беглецах - Интерпол. Членство в этой структуре закрепляется соглашениями.
Закаев свободно вернулся в Великобританию, после чего российская Генпрокуратура, вооруженная ордером Интерпола, попыталась еще раз добиться его экстрадиции. И снова суд отказал. Тот же судья Тимоти Уоркман отклонил и запрос на выдачу ныне покойного олигарха Бориса Березовского. Не выдали России партнера Березовского по «ЛогоВАЗу», предпринимателя Юлия Дубова (ныне проживает в Англии). Израиль не выдал одного из руководителей ЮКОСа, Леонида Невзлина. Список можно продолжить.
Положа руку на сердце, перспективы выдачи Ходорковского Великобританией представляются сомнительными. Английский суд обязательно заинтересовался бы сроками давности по этому делу: убийство произошло почти 18 лет назад, тогда как срок давности - максимум 15. Кроме того, до своего помилования в декабре 2013 года Ходорковский находился в России, и можно было расследовать в отношении него все что угодно - между прочим, к аналогичному доводу суд обратился в истории с Закаевым, указав, что в 2001 году при наличии ордера на его арест бывший полевой командир приезжал в Москву для переговоров и никто не посадил его за решетку.
Пресс-секретарь экс-олигарха Кулле Писпанен заявила, что сам он над попытками российской стороны привлечь к делу Интерпол только посмеялся. «Михаил Борисович не будет никоим образом менять образ своей жизни», - заверила Писпанен. У Ходорковского нет адвоката по делу об убийстве Петухова, и он не намерен принимать участие в следственных действиях.
Иван Петров