Тема захоронения покоящегося в Мавзолее Ленина, поднятая на Межрегиональном форуме ОНФ, всколыхнула тему избавления от советского наследия, по-прежнему болезненную для большинства россиян. До сих пор с прошлым боролись в основном топонимически: переименовывая города и улицы, или возвращая им старые дореволюционные названия. И всякий раз не обходилось без жарких споров. Город Путин, Нохчийн вместо Чечни, борьба с советским прошлым и вечные споры: Киров или Вятка, Волгоград или Сталинград, геополитические войны, выплескивающиеся на карты городов, — «Лента.ру» собрала самые спорные и неоднозначные попытки переименования топонимов в России за последние пятнадцать лет.
12 февраля 2015 года фракция КПРФ в Госдуме внесла проект по возвращению городу имени «отца народов», но предложение было отклонено. Последний раз вопрос поднимался 6 июня 2014 года, когда группа ветеранов Великой Отечественной войны обратилась к президенту по поводу возврата исторического названия. Путин же ответил, что только сами жители города должны выбрать его имя, хотя до предложенного референдума так и не дошло.
О подобном опросе в 1996 году говорил и Борис Ельцин. Но и тогда он не был проведен.
К обсуждению вернулись в 2001 году, когда тогдашний губернатор Волгоградской области Николай Максюта заявил, что к 60-летию Сталинградской битвы (2 февраля 2003 года) Волгограду может быть возвращено его прежнее название. «Да только воз и ныне там», — заметил он. Единственное, что смогли «выбить» депутаты городской Думы — решение называть малую родину Сталинградом в праздничные и памятные дни, коих вместе с федеральными в городе шесть.
Плебисцит по вопросу возвращения названия прошел в 1993 году, и большинство граждан высказалось «против». Однако окончательно противников это не успокоило.
Споткнулся на споре и Никита Белых, губернатор Кировской области. В 2009 году была создана группа по изучению социального мнения по этому вопросу. Однако инициатива схлопнулась сначала из-за запретительного распоряжения правительства, а потом — из-за выборного года. В декабре 2015 года Белых опять поднял вопрос, но уже в своем Twitter. Более 2,5 тысяч человек (67 процентов) выбрало досоветское название.
Впрочем, топоним «Вятка» остается неофициальным названием Кирова. Чего стоит один только «Вятский квас», получивший известность после пресс-конференции Владимира Путина в декабре 2014 года . Сайты, ГТРК, краеведческие порталы, гостиницы также смело используют изначальное наименование города.
Если читатель предположит, что такое залихватское предложение мог внести только Владимир Жириновский, он окажется прав. Именно бессменный вождь социал-либералов в 2002 году инициировал данный запрос комитета по делам СНГ в Исполнительный комитет Союза. Ответ аппарата был очевиден. Но это была только часть ренессанса, запланированного Жириновским. Параллельно политик запустил инициативу по проверке возможности переименования городов: Волгограда — в Царицын, Ульяновска — в Симбирск, Кирова — в Вятку.
Дальше предложения, понятно, инициатива не зашла, но заняла достойное место в коллекции перлов Жириновского наряду с идеей вступления Украины и Белоруссии в состав России, объявления Путина императором, установления в стране монархии и запрета политпартий, а также разрешения многоженства и однополых браков.
На этот раз неудавшийся ренейминг оказался частью тлеющего конфликта с Польшей, которую на тот момент возглавлял Лех Качиньский, известный своей антироссийской позицией.
17 марта 2005 года Варшавский городской cовет принял решение о присвоении одному из перекрестков имени первого президента самопровозглашенной республики Ичкерия. Кандидатуру генерала лоббировал сам президент. Робкое предложение Демократической крестьянской партии о том, что лучше придумать другое переименование в память детей, погибших в Беслане, было отклонено большинством голосов.
Каток в Краснокамске«С таким громким названием — город обречен на процветание. Власти просто обязаны будут решить проблемы с чистой водой, дорогами, парками, детскими садами, инфраструктурой и прочими насущными проблемами», — обосновал свою идею анонимный реформатор. «Лозунг "Дайте Путину чистую воду!" вообще будет звучать из разряда мировых сенсаций», — аргументирует он. Однако этот то ли розыгрыш, то ли крик души остался без внимания — «за» был отдан 21 голос, «против» — 13. Для рассмотрения инициативы местным заксобранием нужно было 3,5 тысячи голосов.
Персона Путина за последние годы и вовсе не дает покоя реформаторам: 2 апреля 2015 года главную улицу Симферополя — проспект имени Кирова — предлагали переименовать в честь президента. Но безуспешно, в отличие от бывшего проспекта Победы в Грозном. Двухкилометровая магистраль в чеченской столице с 2008 года со всей восточной пышностью именуется проспектом имени Владимира Владимировича Путина. Кстати, глава государства, судя по комментариям его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, от переименования остался не в восторге и предпочел бы, чтобы такого больше не случалось.
Евгений Маткин