Общероссийский народный фронт (ОНФ) предлагает лишить бывших глав регионов охраны, помощников и иных благ, положенных тем при выходе в отставку. Президентские общественники настаивают на принятии единых норм, в которых будет четко прописано, кому что положено. Тем временем в Госдуме уже ко второму чтению готовится законопроект об ограничении «золотых парашютов» для региональных и муниципальных чиновников. Но и без «парашютов» многие губернаторы-отставники не бедствуют, поскольку получают пенсию, практически равную их бывшей зарплате.
Активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) завершили мониторинг региональных нормативных актов о различных привилегиях для бывших губернаторов. Оказалось, что их нет лишь в 11 субъектах из 85. Это Курганская, Волгоградская, Архангельская, Новгородская, Московская, Магаданская, Сахалинская, Амурская области, а также Приморье, Камчатка и Калмыкия. В остальных регионах предусмотрены разнообразные оплачиваемые из бюджета социальные гарантии для отставных начальников и их семей.
Например, бывшее первое лицо Башкортостана имеет право на госдачу и квартиру, спецсвязь, транспортное обслуживание, охрану и аппарат помощников с оборудованным помещением. В Кабардино-Балкарской республике и Адыгее полагаются примерно такие же привилегии. Причем в КБР транспортом и ежегодным санаторно-курортным лечением обеспечены и все члены семьи руководителя.
В Якутии среди прочего отставнику возмещается среднерыночная стоимость жилья общей площадью не более 200 квадратных метров, либо выплачивается компенсация за его аренду; оплачиваются транспортные расходы, использование VIP-залов, аппарат помощников и др.
Мониторинг ОНФ показал, что мало кто из бывших губернаторов живет на обычную пенсию. У большинства есть выбор между пенсией на общих основаниях и пожизненным ежемесячным содержанием в размере 80 процентов от месячного вознаграждения. «Использование данной привилегии остается на совести губернаторов», — отмечают в ОНФ. А в Якутии она касается еще и вице-президента, прекратившего свои полномочия (75 процентов зарплаты).
Кроме того, в ряде субъектов бывшие первые лица после ухода с должности получают солидные единовременные выплаты, равные годовому вознаграждению.
«Мы очень надеемся, что правительство озадачится и такого рода постановление примет. Закон о контрактной системе в сфере закупок есть, нужен лишь соответствующий нормативный акт, в котором будет описано, на что могут рассчитывать бывшие руководители регионов, — говорит Гетта. — Не надо изобретать велосипед. Достаточно посмотреть, что уже сделано в этой области отдельными регионами, министерствами и госкомпаниями».
В ОНФ считают, что привилегии для каждого конкретного губернатора-отставника могут варьироваться в зависимости от эффективности периода его правления: получила ли область развитие, в каком состоянии местный бюджет. А решить, чего именно достоин бывший губернатор, могут региональные депутаты.
Пока Белый дом не в самом ускоренном режиме одобряет ограничение расходов даже действующих глав. С 2016 года вступает в силу постановление правительства, запрещающее министрам и их замам покупать авто дороже 2,5 миллионов рублей, руководителям подразделений — дороже 1,5 миллионов. Были также ограничены траты на оргтехнику и мебель, например, смартфоны для министров теперь не должны стоить более 15 тысяч. «Купить-то они дороже теперь не смогут, но у них остается возможность любой автомобиль взять в аренду, платя, например, по полмиллиона в месяц. И в документе ни слова о губернаторах, региональных министрах, служащих госкомпаний», — недовольны в ОНФ.
Политолог, член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов считает, что выплаты и гарантии для уходящих губернаторов должны быть формализованы на федеральном уровне, и никаких региональных различий быть не должно. Кроме того, объемы гарантий, по его мнению, надо сокращать. «Не думаю, что в обществе есть запрос на то, чтобы создавать губернаторам-тяжеловесам сверхусловия. Охрана бывшим главам не нужна. Нет, на мой взгляд, оснований для того, чтобы размер компенсаций после отставки привязывать к размеру бывшей зарплаты. Это должна быть просто приличная пенсия, сопоставимая, скажем, с пенсией генерала, это порядка 150 тысяч рублей», — говорит он.
Представители губернаторов были скупы на комментарии. В администрациях глав Якутии, Адыгеи, КБР на запросы «Ленты.ру» не ответили.
«Если будет соответствующий федеральный закон, то мы примем его к исполнению, а инициативы не комментируем», — таким сообщением ограничились в пресс-службе правительства Воронежской области.
Дина Ушакова