Авторизация

Гроссмейстер против Путина

Он мог жить как олигарх, катаясь на яхте из порта в порт. Но вместо этого Каспаров окунулся в политику.
Габриэль Шонфельд (Gabriel Schoenfeld)
Гроссмейстер против Путина

Гроссмейстер против Путина
©  РИА Новости Рамиль Ситдиков | Купить иллюстрацию
Гроссмейстер против Путина
©  РИА Новости Владимир Федоренко | Купить иллюстрацию
1/2

Когда Гарри Каспаров, который 20 лет господствовал в шахматном мире, в 2005 году внезапно объявил о своем уходе из профессионального спорта, многие начали теряться в догадках. В своей книге Winter Is Coming (Зима близко) он объясняет, что оставил шахматные фигуры ради того, чтобы присоединиться к российскому демократическому движению. «Я достиг всего, чего хотел на шахматной доске», — пишет Каспаров в своей книге. Он посчитал, что пришло время для достижений иного рода. «Я хотел, чтобы мои дети росли в свободной России. ... Я надеялся, что воспользуюсь своей энергией и славой для того, чтобы противостоять поднимающейся волне репрессий, которая исходит из Кремля».

Теперь Каспаров описывает свое участие в борьбе России за демократию. Это увлекательный рассказ о храбрости и гражданственности. Обладая немалым богатством и положением, Каспаров легко мог жить как олигарх, скупая побрякушки и катаясь на яхте из порта в порт. Но вместо этого он окунулся в политику, организуя коалиции на борьбу с самовластным правлением Владимира Путина, играя ведущую роль в демонстрациях и маршах, а в 2007 году выдвинув свою кандидатуру на пост президента. Результат оказался плачевным: среди прочего, его избивали громилы из тайной полиции, сажали (ненадолго) в московскую тюремную камеру, и наконец, он был вынужден уехать в добровольную ссылку на Запад.

Но книга Каспарова — не только отчет о личном самопожертвовании, которое он сам считает мелочью по сравнению с тем, что пришлось испытать многим его соотечественникам. Winter Is Coming рисует картину тех внутренних сил, которые сталкивают Россию вниз, в пучину агрессивного авторитаризма. Автор предлагает в ней язвительный анализ того вклада, который внес в это дело Запад.

Как утверждает Каспаров, основная ошибка посткоммунистической России состояла в том, что она отказалась проводить суды и создавать комиссии правды и примирения. «После десятилетий геноцида, массовых переселений и лишения свободы было решено забыть прошлое и без покаяния отправиться в новое светлое будущее». Такое решение позволило создать поверхностную гармонию в обществе. Вместе с тем, «корни мощного российского аппарата безопасности остались в целости и сохранности». Путин был творением этого аппарата — ведь он служил в КГБ с 1975 года вплоть до краха коммунизма. Придя в 1999 году в Кремль, он начал править теми методами, которые были известны ему лучше всего: это уловки и ухищрения, пропаганда и насилие.

Внутренние войны России с самопровозглашенной Чечней составляют значительную часть той истории, которую рассказывает Каспаров. Путин безжалостно воспользовался подлинной угрозой национальной безопасности страны для подавления и ликвидации демократических институтов, а также для укрепления собственной власти. В первые недели пребывания Путина на посту премьер-министра мощные взрывы разрушили многоквартирные дома в целом ряде российских городов, унеся жизни 293 человек и искалечив намного больше людей. Было ли это делом рук чеченских террористов, как считалось вначале, или это была провокационная операция под ложным прикрытием, проведенная российскими спецслужбами, чтобы вызвать злобу и возмущение в отношении Чечни? Каспаров считал, что вторая возможность «слишком ужасна, чтобы ее рассматривать», и что чеченские террористы вполне могли совершить эти страшные преступления. Однако, проанализировав многочисленные доказательства причастности путинских агентов, он приходит к выводу, что за одним или несколькими взрывами могло стоять государство.

В путинскую эпоху власть не только вела жестокую войну в Чечне. Она позволяла своим прихвостням с нужными связями разворовывать экономику, а также подавлять независимую прессу и политическую оппозицию. Некоторых бесстрашных российских журналистов избивали и даже убивали. Такая же участь постигла многих лидеров оппозиции. В этом году в нескольких шагах от Кремля был застрелен друг Каспарова и один из самых красноречивых защитников демократии Борис Немцов. Учитывая, кто руководит полицией, вряд ли стоит рассчитывать на то, что эти преступления будут раскрыты, и что дело не ограничится инсценированными расследованиями.

К сожалению, как отмечает Каспаров, западные лидеры либо демонстрируют корыстолюбие в своих отношениях с преступным путинским режимом (европейцы), либо просто не понимают его (американцы). Джордж Буш рассказывал, как он заглянул Путину в глаза и «почувствовал его душу», обнаружив, что российский диктатор - человек «честный и надежный».

Команда Обамы ведет себя еще хуже. Каспаров вспоминает одну встречу, которая состоялась у него в 2011 году с вице-президентом Джо Байденом, приехавшим в Москву на переговоры. Пораженный великолепием Кремля, Байден рассказал, что он только что встретился с Путиным и убеждал его не баллотироваться снова в президенты. Он заявил, что «это будет ужасно выглядеть и навредит неприкосновенности конституции». Наивность таких заявлений, пишет Каспаров, глубоко его разочаровала, став отражением тех «иллюзорных надежд», которые администрация Обамы возлагала на Россию.

Эти надежды оказались непоколебимыми. Два американских госсекретаря, Хиллари Клинтон и Джон Керри, относились к Путину так, «будто он готов отказаться от своих злобных хитростей, стоит им проявить доброту и пойти на нужные уступки». Каспаров называет такое робкое поведение «удобной трусостью». Он жалуется, что даже после того, как Россия проглотила Крым и спровоцировала войну на Украине, Запад не прекратил кормить крокодила.

По мнению Каспарова, лидерам западного мира надо набраться мужества, сформировать единый фронт против путинского авантюризма и защитить принципы свободы и самоуправления, всегда подкрепляя свои слова силой, где это разумно и необходимо. Умиротворение России, утверждает Каспаров, будет лишь способствовать росту ее агрессивности, что подтверждается вооруженным вторжением России в Сирию. Мир вокруг нас рушится, говорит он, и завершающий год президентства Барака Обамы обещает стать одним из самых опасных в нашей истории. Долгая и мрачная зима действительно наступит, если наша страна не сменит курс.

Габриэль Шонфельд — старший научный сотрудник Хадсоновского института, специализирующийся на вопросах разведки и национальной безопасности.

-----------

Комментарии

JOHN STEPHENSON

Каким бы ни было положение Каспарова в мире шахмат, в реальном мире он намного превосходит любого из администрации по своему мужеству и пониманию мировой политики, не говоря уже об оценке человеческой природы.

Тревожно, но отнюдь не удивительно то, что политические лидеры Западной Европы столь же беспомощны, как и Обама, когда вырабатывают свой ответ на действия Путина по возрождению СССР. Остается надеяться на то, что лидеры из Восточной Европы проявят больше решимости и умственных способностей, чем руководители с Запада, и что Обама через 15 месяцев уйдет, забрав с собой (будем надеяться) свою катастрофическую внешнюю политику.

Пора начинать отсчет дней, если вы уже не начали....Также пора напомнить всем нежелающим вспоминать о том содействии, которое госпожа Клинтон оказала Путину, дабы он правильно оценил степень морального и военного упадка США.

Valery Polk

Хорошая попытка. Каспаров ушел из больших шахмат, когда уже перевалил за пик своей славы и проиграл Крамнику и т. д. Так что ни в каких догадках здесь теряться не нужно. Теперь он просто зарабатывает на жизнь, трудясь «грантососом» в непонятном и никому не известном фонде. Вряд ли он может представлять россиян и их общественное мнение — даже тех, кто выступает против Путина.

Harold Begzos

Говорить громко и прихрамывать, опираясь на палку. Тедди Рузвельт наверняка переворачивается в гробу. Самую богатую, самую свободную и самую сильную страну в мире ее клептократия отправляет на склад забытых вещей.

Беспечная, бессильная, не заслуживающая доверия — вот те мысли, которые наверняка приходят в голову нашим зарубежным партнерам.

Benito Medero

Жаль Россию с ее проблемами, но наша проблема — это ОБАМА, и скоро ее не будет.

Steven Greene

Путин постоянно недооценивает западных лидеров. Похоже, у США серьезные проблемы с авторитарными правителями экономически слабых стран (Россия, Иран, Северная Корея). Что касается России, то Обама/Клинтон/Керри никогда и не думали о том, что Путин стремится к возрождению Советского Союза, и не остановится на Крыме и на Украине. Да уж, перезагрузка!

Думаете, это как-то вредит Путину? Да Обама умереть готов за 80-процентный рейтинг популярности.

Daniel Pressler

Игра в шахматы это блестящий пример. Успешным в отношении России станет тот американский президент, который перехитрит Путина без третьей мировой войны. Не теряйте самообладания — один раз мы уже сделали это с Советами, причем недавно.

Winfield Myers

Путин руководит страной, где снижается численность населения, где слабые вооруженные силы, где устаревшая промышленная база. Тем не менее, ему удается запугивать американского президента, который при любой возможности проявляет слабость во внешней политике, а у себя дома потрошит конституционное правительство и относится к своим внутренним оппонентам как к главным врагам Америки. Мир перевернулся с ног на голову.

marc garrett

Вы можете себе представить, чтобы Каспарова избрали президентом России? Мир сегодня был бы гораздо лучше.

Robert D Rung

Жаль, что он не президент США.

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка