Президент России Владимир Путин неожиданно встретился с президентом Сирии Башаром Асадом. И после этого на протяжении многих часов общался с лидерами ближневосточного региона — по телефону, с олимпийскими чемпионами — лично, с одной прекрасной дамой — по видеосвязи. А также выступил с пространной речью на открытии первого Всемирного форума ассоциации олимпийцев. Отовсюду в этот день слышалось: «Россия сделает все для поддержки олимпийского движения». А хотелось услышать, что Россия сделает или не сделает для поддержки режима Асада. Так отнюдь не проходное мероприятие с участием спортивной и королевской знати померкло на фоне международной политики. Впрочем, спортсменам к этому не привыкать. «Лихой день в смысле графика», — отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Рабочий график Владимира Путина на эту неделю не обещал никаких сенсаций — только участие президента в Международном дискуссионном клубе «Валдай» в четверг, 22 октября, грозило встряхнуть информационную повестку. В прошлом году речь, произнесенная на форуме, была названа второй мюнхенской и неплохо разошлась на цитаты. Но чем бы ни продолжилась неделя, главное событие уже произошло. Без анонсов, без прессы, без подробностей.
В среду утром пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков вышел на связь с журналистами на несколько часов раньше обычного. И сразу объяснил почему. Накануне поздно вечером в Кремль приезжал президент Сирии. Пробыл три часа и улетел на родину.
Стоит отметить, что Асад не встречался с Путиным даже для того, чтобы договориться о начале совместной военной операции. Да и вообще в последние четыре года сирийский лидер предпочитал не выезжать за пределы страны. По всему выходило — случилось нечто экстраординарное. Подробностями Кремль не делился, а канцелярия сирийского президента сообщила невинную деталь: потчевали гостей традиционными русскими блюдами — сельдью под шубой и салатом оливье.
Этих традиционных блюд было не найти на открытии Форума ассоциации олимпийцев, проходившем в одном из роскошных отелей столицы. На столах аппетитно лежала поджаренная рифовая рыба в сливочном соусе, утиные ножки конфи, перченый ягненок с луком-шалот, салаты с креветками и осьминогами, а также сыр пармезан. Да, в этом месте продуктовое эмбарго не действовало.
Фойе гостиницы заполнялось звездами спорта. Крепко сошлись в рукопожатии сильнейшие депутаты в мире: Александр Карелин и Николай Валуев. Двукратный обладатель олимпийского золота Евгений Плющенко, собрав все телевизионные камеры, признавался, что хотел бы получить и третью медаль. Но после этого — все, точно все. Он уйдет из спорта. «Будет маразмом оставаться и нервировать многих чиновников, журналистов, людей, спортсменов своими заявлениями», — рассудил Плющенко.
«Ваше выступление на Генассамблее ООН было отличное, безупречное! — не жалела слов госпожа президент. — Оно, наверное, было не совсем общепринятое, не такое, как у лидеров других стран, которые говорят одно, а делают другое». Российский президент улыбался.
«Вы украсили политический ландшафт, — в свою очередь сделал комплимент Путин, имея в виду танец, исполненный Киршнер на предвыборной акции губернатора Буэнос-Айреса. — Вы замечательно это делали! Очень изящно и, думаю, абсолютно в аргентинском стиле».
Позже оказалось, что в перерывах между этим встречами по инициативе Кремля состоялись телефонные переговоры Владимира Путина с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, королем Саудовской Аравии Сальманом, президентом Египта Абдель Фаттахом Сиси и королем Иордании Абдаллой II. Посвящены они, разумеется, были ситуации в Сирии и совместной борьбе с международным терроризмом. «В этом контексте президент России проинформировал партнеров об итогах состоявшихся накануне в Москве переговоров с президентом Сирии Башаром Асадом. Условлено продолжить контакты по сирийской проблематике в различных форматах», — отметили в Кремле.
Вечером журналисты пытались уточнить у пресс-секретаря Путина, обсуждались ли перспективы ухода Асада с поста, а также возможные политические гарантии сирийскому лидеру. Но такие детали оказались недоступны для прессы. В ответ Дмитрий Песков лишь напомнил позицию президента России: «Окончательное слово в контексте политического урегулирования в Сирии должно быть за сирийским народом».
Татьяна Меликян