8 октября писательница Светлана Алексиевич, которая родилась на Украине в 1948 году, когда страна еще была частью СССР, получила Нобелевскую премию по литературе. Она училась и получила гражданство Белоруссии, которая по-прежнему испытывает на себе тяжелое давление Москвы. Поэтому автор книг о «хомо советикус» может грамотно судить о российской политике. И по ее словам, Владимир Путин едва ли уступает диктаторам, которые сменяли друг друга во главе СССР.
«Добрый русский мир, гуманитарный русский мир, тот мир, которому до сих пор поклоняются все — литературе, балету, музыке великой, — да, этот мир люблю, заявила она на пресс-конференции в Минске. — Но я не люблю мир Берии, Сталина, Путина, Шойгу — это не мой мир». Она отметила, что основной причиной для ее неприязни стало «то, как отпустили и даже спровоцировали ситуацию в России, когда 86% россиян были рады тому, что убивали людей в Донецке, и смеялись над этими так называемыми “хохлами”, а еще есть те, кто и сейчас считает, что все можно решить с позиции силы».
В ответ на частые вопросы о нынешнем российском лидере писательница не раз рисовала портрет популиста и деспота, который промывает людям мозги и почти не скрывает стремления вписать свое имя в проект восстановления некой великой России. Такое описание Владимира Путина никак не назовешь оптимистичным.
Информационная война
В статье Le Monde в марте 2014 года, описывая методы Путина незадолго до аннексии Крыма, она отмечала, что президент хочет поднять свои рейтинги и заручиться поддержкой российского народа в подготавливаемой им войне на Украине.
«Телевидение и газеты послушно начали информационную войну против новой киевской власти: там произошел государственный переворот, у власти стоят фашисты, на границах Западной Украины - сотни беженцев, везде громят евреев, жгут православные церкви, по-русски говорить запрещено, - писала она. -Вот, что слышит российская аудитория день ото дня. Ей промывают мозги».
Новые цели, старые методы. В интервью Le Figaro писательница вновь остановилась на обработке граждан, устроенной российской властью, на этот раз в интересах внутренней политики. «Ему удалось отвлечь внимание и перенацелить агрессию на гомосексуалистов и Pussy Riot», — говорила она об обещаниях кандидата Путина, о которых тот быстро забыл по приходу к власти.
В поисках былого величия
Как бы то ни было, если отойти от критики методов российского лидера, Светлана Алексиевич отмечает, что Владимир Путин воплощает в себе стремление российского народа к возрождению. «Люди видят в Путине того, кто олицетворяет наше былое величие», — объясняла она Le Figaro.
«Нам 20 лет твердили, что строят западную страну, однако тонкая прослойка либерализма исчезла в мгновение ока. Игры в Запад закончились. Но Западу не хватает чувствительности, он прагматичен, тогда как Россия — это доброта и духовность. Запад переживает упадок, а Путин берет на себя роль защитника традиционных ценностей». Об этом она писала в Le Monde и в июле 2014 года в статье под названием «В России все меньше демократии». Она привлекла внимание к подъему национализма в стране, которым Кремль пользуется, чтобы поддерживать пламя русской мечты.
«Кремль открыто говорит, что Запад всегда был и остается главным врагом России, — отмечала она. — Запад обвиняют во всем: в распаде СССР, в чернобыльской аварии, трагедии с “Курском”. Даже интернет придумали западные спецслужбы. Доллар же — просто бумажка, которая не стоит ровным счетом ничего. Да и ведь Крым наш!»
Вот так Светлана Алексиевич описывает «отставного полковника КГБ, который лелеет мысль остаться в истории собирателем российских земель». Это явный автократ, который готов на все, чтобы вернуть России былой блеск, даже если для этого потребуется играть на низменных инстинктах народа.