Когда дело доходит до войны, страны хотят подстраховаться на случай обострения ситуации. И Россия здесь не исключение. Российские самолеты-штурмовики действуют в Сирии не в одиночку, их прикрывают самые современные реактивные истребители — на тот случай, если кто-нибудь, а именно США, попытается действовать против российских ВВС.
Но у России в Сирии есть и более секретная система защиты. И чтобы привести эту систему в действие, Россия может задействовать агентов «Заслона» — сверхсекретной группы специального назначения, которая, судя по давно распространяемым слухам, действует в этой стране.
Подобно американцам, россияне идеализируют различного рода группы спецназа, которые зачастую стараются подыгрывать публике и действовать в соответствии с создаваемым имиджем. Однако «Заслон» этого не делает — поскольку официально его не существует.
Но признаки существования «Заслона» и его присутствия в Сирии становятся более очевидными после недавней публикации новой статьи (доступной по платной подписке) Марка Галеотти (Mark Galeotti) и Джонатана Спайера (Jonathan Spyer) в журнале Jane’s Intelligence Review (британского издательства Jane’s Information Group, специализирующегося на военной и транспортной тематике, — прим. перев.). Галеотти, профессор Нью-Йоркского университета и специалист по российским силам специального назначения, написал главу о «Заслоне» и выложил отрывок из него в своем блоге.
«Заслон», который подчиняется российской Службе внешней разведки, осуществляет свою деятельность в Сирии независимо от Главного разведывательного управления (ГРУ). Если агенты ГРУ работают в министерстве обороны Сирии в Дамаске, то «Заслон» является «небольшой группой специального назначения, … которая не подчиняется ни ГРУ, ни подразделениям регулярной армии, а лишь посольству России, находящемуся в Дамаске на улице Омар Бен Оль Хаттаб стрит», — пишет Галеотти.
Чем же занимается «Заслон»? Возможно, что помимо передачи разведданных в Москву он консультирует руководство сирийской армии и членов правительства. Кроме того, в его обязанности может входить — в случае свержения режима — проведение спецопераций по защите, спасению и захвату российских граждан, объектов и разведывательной документации в стране.
Либо другие действия, которые могут потребоваться.
Далее Галеотти пишет:
В последний раз я слышал достоверную информацию о переброске «Заслона» (а не нескольких человек для защиты дипломатов в экстремальной ситуации) в Багдаде в последние дни существования диктатуры Саддама Хуссейна (Saddam Hussein). Тогда они должны были обеспечить неприкосновенность (изъять или уничтожить) определенной документации, военной техники и всего остального, что, по мнению Москвы, не должно было попасть в руки американцев. И, учитывая, что с целью поддержки режима начинают использоваться более современные российские средства, в качестве меры дополнительной защиты опять задействуется и группа «Заслон».
Скажем так, на всякий случай.