Комиссия правительства по законопроектной деятельности на заседании 5 октября поддержала подготовленный ФСБ законопроект, который предлагает засекретить данные о владельцах недвижимости, самолетов и судов. Новое ограничение в спецслужбах объясняют необходимостью защитить персональные данные лиц, находящихся под государственной защитой, а также не допустить использования этих данных в преступных или компрометирующих целях. Теперь законопроект должен получить одобрение правительства, после чего будет передан в Госдуму. «Лента.ру» выяснила, какие последствия может иметь принятие такого закона.
Странно, что этот законопроект не появился раньше. Даже если обществу ничего не известно о посягательствах на персональные данные охраняемых персон, это еще не значит, что таких посягательств не было. Зато некоторое количество госслужащих, ежедневно подвергающих себя риску быть скомпрометированными дорогой недвижимостью и яхтами, теперь вздохнут спокойно. Если реестры прав на недвижимое и движимое имущество закроют, то никакой Навальный и другие борцы с коррупцией никогда не узнают, чем на самом деле владеет чиновник и его родственники и сколько это добро стоит. Предложение ФСБ особенно актуально в свете курса на деофшоризацию. Если раньше российский чиновник мог зарегистрировать свои виллы и яхты на безызвестную фирмочку с Маршалловых островов, то теперь с офшорами придется проститься. Что же касается граждан, не имеющих отношения к госслужбе и госзащите, то им эта инициатива не сулит ничего хорошего.
Сегодня информация из Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) является общедоступной, получить данные оттуда может любой желающий. Выписка из реестра содержит описание объекта, его точный адрес, ограничения прав на него (обременения), а также информацию о собственниках — нынешних и бывших.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что зачастую такие выписки запрашивают ради персональных данных правообладателей. «Сопоставление полученной информации со сведениями из других источников позволяет идентифицировать физических лиц по их персональным данным. В дальнейшем такая информация может использоваться в преступных либо компрометирующих целях», — отмечается в документе.
Согласно поправкам ФСБ, доступ к этим сведениям без согласия владельца смогут получить только представители госорганов, остальным эту информацию предоставят только при наличии доверенности от собственника. Аналогичные ограничения предлагается применять к сведениям, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав на воздушные суда и в судовых реестрах.
Документ вызвал массу опасений у юристов и правозащитников: аргументы авторов законопроекта не убеждают в необходимости таких ограничений. Во-первых, если человек честно заработал на недвижимость или яхту, то его нельзя скомпрометировать, обнародовав эти сведения. Во-вторых, злоумышленники, в отличие от добропорядочных граждан, всегда найдут способ получить необходимую информацию, не спрашивая разрешения. И, наконец, именно открытые сведения о собственниках недвижимости позволяют гражданам защитить себя от преступных посягательств и гарантируют им прозрачность сделок с недвижимостью.
В конце 2014 года Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) заподозрил в незаконном обогащении двух высокопоставленных чиновников — Татьяну Голикову (главу Счетной палаты) и Виктора Христенко (председателя коллегии Евразийской экономической комиссии). Борцы с коррупцией указывали на то, что зарплаты чиновников не соответствуют стоимости их недвижимости в подмосковном Пестово и на «Острове фантазий» в Крылатском.
Летом 2013 года ФБК сообщил, что у экс-руководителя РЖД Владимира Якунина имеется особняк с гостевым домом, банным комплексом и шубохранилищем в подмосковной деревне Акулинино. Позже чиновник заявил о продаже поместья.
Он добавил, что депутаты смогут доработать законопроект в рамках второго чтения. В частности, он считает, что доступ к данным должен быть у «заинтересованных общественных организаций, но при необходимом согласовании обязательств о нераспространении информации в коммерческих целях». Кроме того, Гаврилов выступает за усиление защиты данных секретоносителей. «Доступ к их персональным данным, месту жительства и адресам должен регулироваться государством и не быть общедоступным», — отметил Гаврилов.
В Кремле информацию о законопроекте комментировать не стали. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что ему ничего об этой инициативе не известно: «Когда будет достоверная информация, можно будет реагировать», — ответил он.