Zaman (28.09) сообщает о создании Россией, Ираком, Сирией и Ираном «военного координационного центра» в Багдаде, называя это «важным шагом Москвы на пути к региональной коалиции против ИГИЛ». Особое внимание издание обращает на тот факт, что Россия расширяет свое влияние на Ближнем Востоке в период, когда в США на администрацию Барака Обамы обрушивается шквал критики из-за отсутствия решительной политики в этом регионе.
Türkiye (30.09) отмечает, что в своем выступлении на 70-й Генассамблее (ГА) ООН Владимир Путин вновь поддержал Башара Асада, в то время как Обама назвал сирийского лидера «диктатором» и «тираном». В то же время, замечает издание, Россия и США единогласно полагают, что в борьбе с ИГИЛ должны участвовать курды, что наводит на мысль о неких тайных договоренностях между Москвой и Вашингтоном о создании приближенных к ним государств на месте разделенной Сирии.
Такая позиция России и США в отношении курдов с точки зрения Radikal (30.09) полностью развенчивает требование, озвученное премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу на генассамблее ООН, о создании безопасной зоны в Сирии, защиту которой с воздуха обеспечивала бы международная коалиция, а на земле — сирийская оппозиция. В этой связи издание вновь обращает внимание на ранее сделанное президентом Турции Реджепом Эрдоганом заявление о возможном участии Асада в переходном правительстве в Сирии.
Доцент Стамбульского университета Хакан Гюнеш (Hakan Günes) в беседе с Birgün (30.09) комментирует выступление Путина в ООН как главное событие этого мероприятия и «знаковое возвращение» России на Ближний Восток. Политолог убежден, что, по крайней мере, сейчас решения «без Асада» в Сирии быть не может, и ни в кратко-, ни в среднесрочной перспективе этот вопрос не может обсуждаться без Асада и России, поскольку события в регионе указывают на уравнение со многими неизвестными.
Vatan (29.09) называет «историческими» переговоры президентов Обамы и Путина на полях ГА ООН, а Hürriyet (29.09) и Zaman (30.09) приходят к выводу, что эта встреча не оправдала надежды на решение сирийского вопроса из-за разных взглядов сторон на роль сирийского лидера Асада в прекращении гражданской войны в Сирии.
Обозреватель Radikal (30.09) считает «демагогией» тезис российской стороны о том, что решение о возможном уходе Асада должен принять сирийский народ. «Словно за последние четыре года в Сирии не погибло 300 тысяч человек, словно два миллиона сирийцев не бежали в Турцию, словно большинство из них не были вынуждены покинуть свои дома, словно Асад не перестал контролировать значительную часть своей страны, словно сложившаяся ситуация позволяет провести свободные выборы», — сокрушается автор.
Журналист Star (30.09) сообщает о состоявшихся на полях ГА ООН переговорах премьер-министра Давутоглу и президента Путина. Как отмечает автор, по словам турецких официальных лиц, Россия, нуждающаяся в поддержке Анкары в регионе, была решительно настроена на обсуждение с Анкарой всех тем, связанных с Сирией, а подход Путина указывал на то, что русские больше не допустят трагедии, которую СССР пришлось пережить в 1980-х годах в Афганистане. В этой связи на этой встрече предпринималась попытка найти ответ на вопрос: что мы можем сделать вместе?
В том, что Совет Федерации РФ дал разрешение на использование российских войск за рубежом, Vatan (30.09) усмотрела высокую вероятность изменения всех балансов в Сирии. А как только информагентства сообщили о начале российскими ВС воздушной операции в САР, издания пытались понять, с чем могут быть связаны такие действия России.
Zaman (29.09) приходит к выводу, что расчеты России изменила вероятность того, что после «ядерного соглашения» Иран может начать строить «новый Ближний Восток» совместно с Западом в обход России.
По мнению обозревателя Yeni Çag (2.10), речь идет о тайном сговоре между США и Россией, которая в итоге поддержала американский проект создания «Великого Курдистана» на Ближнем Востоке и потому перешла к активным действиям в регионе.
По словам журналиста Yeni Safak (2.10), «вмешательство» России в Сирию представляет собой декламацию русского национализма и возврата к имперской идентичности. Кроме того, это означает, что, как бы США с Ираном ни договаривались, это не сломает ось Россия — Иран.
Другие издания выводят на первый план такие факторы, как энергетика, сложившаяся конъюнктура, ситуация в Ираке и Сирии (Habertürk, 30.09), стратегия России по выходу в «теплые моря» (Star, 2.10) и возрождению империи (Yeni Safak, 1.10).
«Россия устраивает резню в Сирии!», «Империалисты, в Москву!», «По кому Россия наносит удары в Сирии?» Такими заголовками СМИ сопровождали сообщения сирийской оппозиции, а также западной прессы о том, что, на самом деле, Россия бьет по силам повстанцев, противостоящих войскам режима Асада, и уже есть жертвы среди мирного населения (Star, 30.09; Türkiye, 1.10; Milliyet, 1.10).
Многие издания обвиняли в этом американскую администрацию, проводящую ошибочную политику на Ближнем Востоке. «Знал ли Обама после переговоров в Нью-Йорке о том, что Россия будет наносить удары по поддерживаемой США сирийской оппозиции?» — задается вопросом журналист Türkiye (1.10). Например, Yeni Safak (3.10) пишет о «позе страуса» в сирийской политике Обамы, из-за чего российские военные самолеты имеют возможность под предлогом бомбардировок позиций ИГИЛ наносить удары по лагерям сирийской оппозиции.
«Россия все-таки создает безопасный и очищенный от суннитов регион компактного проживания алавитов в Сирии», — заключает обозреватель Yeni Safak (1.10), утверждая также, что «ИГИЛ — занавес, скрывающий страшную игру, которая сегодня разворачивается в САР».
О намерении России усилить позиции режима Асада и создать государство алавитов, простирающееся от Дамаска до Латакии, говорит и эксперт по Ближнему Востоку из центра Woodrow Wilson Хенри Барки (Henri Barkey) в беседе с Cumhuriyet (1.10). По его мнению, это одновременно может позволить Турции создать желаемую ею «безопасную зону» или «зону, запретную для полетов». Прямо противоположной точки зрения придерживается другой американский эксперт Стивен Хейдеманн (Steven Heydemann), руководитель исследований по Ближнему Востоку Университета Смита. Он убежден, что действия России в Сирии определенно провалили план Турции о создании безопасной зоны.
По выражению журналиста Cumhuriyet (2.10), своими действиями Москва не только показывает, что при необходимости она готова защитить свои стратегические интересы в Восточном Средиземноморье (как и на Украине) военными методами, но и ускоряет процесс, ведущий к решению сирийского кризиса «с Асадом».
Россия не только занимает новую позицию на Ближнем Востоке, пишет журналист Yeni Safak (4.10), но и получает возможность отвлечь внимание от «украинского» и «крымского» вопросов.
Россия создает новую динамику в сложном уравнении Ближнего Востока и придает раскладу сил в регионе новую форму, заключает журналист Milliyet (2.10). «Но, — задается вопросом автор, — подтолкнет ли это стороны, вовлеченные в сирийский конфликт, к более разумным, компромиссным действиям и сотрудничеству для поиска решения? Или же это приведет к еще большей напряженности, нестабильности в Сирии и конфликту конкурирующих сил?»
Некоторые издания оценивали перспективы реализации проекта «Турецкий поток». Dünya (28.09) приводит точку зрения главы Международной ассоциации экономики и энергетики Гюркана Кумбароглу (Gürkan Kumbaroglu), согласно которому переговоры президентов Эрдогана и Путина, которые недавно состоялись в Москве, могут стать поворотным пунктом на пути к избавлению «Турецкого потока» (реализация которого, как заявляется, была приостановлена) от политической неопределенности.
Согласно Dünya Bülteni (29.09), критическая дата для «Турецкого потока» — парламентские выборы 1 ноября в Турции. Если в результате этих выборов верх одержит какая-нибудь альтернативная политическая сила, то будущее «Турецкого потока» может оказаться под угрозой. Если нет, и политическая воля к его реализации сохранится, то конкретные шаги могут быть приняты уже в самое ближайшее время.
Сообщая об ужесточении Россией контроля качества ввозимых овощей и фруктов, Yeni Çag (29.09) приходит к выводу, что эта мера может еще негативнее сказаться на объемах турецкого экспорта свежих овощей и фруктов в Россию. Особенно на фоне того, что продукция, поступающая в РФ из Турции, и так часто «застревает» на российской границе, а турецкий экспорт свежих овощей и фруктов в России не вырос, как ожидалось после введения Россией запрета на импорт продовольствия из западных стран.
Milliyet (30.09) сообщает об опасениях, существующих в отношении своевременной реализации проекта строительства АЭС «Аккую» из-за ряда экономических и бюрократических проблем. В то же время издание признает, что каких-либо официальных заявлений на этот счет сделано не было. При этом, согласно заявлению гендиректора АО «Аккую Нуклеар» Фуата Ахундова, крайний срок возведения атомной станции — 2023 год.
Турция профинансирует строительство крупнейшей мечети Крыма, информирует Vatan (1.10), отмечая, что этот проект был одобрен российским правительством, однако, когда Крым относился к Украине, руководство Киева на протяжении десяти лет не обращало на него внимания.