Авторизация

Явка больше чем жизнь

На выборах в ГД оппозиция пойдет в города, а власть — мобилизовывать сторонников
Явка больше чем жизнь

По итогам выборов 13 сентября «Единая Россия» подтвердила свое первенство в сложившейся четырехпартийной системе. Партия власти получила подавляющее большинство мест в региональных заксобраниях, ее кандидаты выиграли в первом туре 20 губернаторских кампаний (только в Иркутской области предстоит второй тур), взяли большинство мест в городских думах региональных столиц. Однако победа выявила системные проблемы, с которыми власти предстоит работать на федеральной кампании 2016 года.


Большая четверка

Выборы в законодательные собрания регионов ЕР выиграла по спискам практически везде, получив от 52 процентов в Костромской области до 74 процентов в Воронежской. Единственное исключение — Новосибирская область, где единороссы получили только 44 процента. В этом регионе зафиксирован лучший результат КПРФ — 24 процента голосов. Ничего удивительного — Новосибирская область в этом сезоне стала настоящим полигоном для компартии: кандидат в губернаторы КПРФ Сергей Левченко собрал максимум протестных голосов, что обеспечило проведение второго тура (впервые в новейшей истории глав регионов). Развернуть столь широкий электоральный плацдарм здесь коммунисты смогли благодаря мэру Новосибирска — коммунисту Анатолию Локотю и грамотной работе с местными элитами.


Явка больше чем жизнь


Сенсаций не будет
«Лента.ру» проанализировала итоги выборов в регионах

В остальных регионах лучшие результаты КПРФ — 14,4 процента в Костромской области; 13,6 процентов — в Курганской; 13 — в Белгородской; 12,9 — в Рязанской. Новость в том, что коммунисты далеко не везде были вторыми. В Челябинской области их обогнала «Справедливая Россия» с без малого 16 процентами голосов, в Калужской области — ЛДПР с 10 процентами, а в Курганской — хоть и на долю процента (13,6 против 13,2), но обставила ЛДПР. В Коми коммунисты и подавно пришли к финишу четвертыми, уступив и эсерам, и либерал-демократам. При этом в Коми и Калужской области в бюллетене также были «Коммунисты России», собравшие по 3-4 процента. Очевидно, они могут быть эффективными спойлерами против КПРФ. У «Коммунистической партии за социальную справедливость» (КПСС) это получается хуже: в Магаданской области она набрала всего 1,6 процента — если эти голоса и ушли из копилки КПРФ, потеря была невелика. КПСС, таким образом, не получила федеральной квалификации и не сможет без сбора подписей выдвигаться на выборах в Госдуму 2016 года.


Заметно встряхнулись эсеры: социологи, кажется, напрасно предрекали им непрохождение в Госдуму в 2016 году. Партия прошла во все 11 региональных парламентов, показав максимальный результат в уже упомянутой Челябинской области (почти 16 процентов). Также эсеры хорошо сыграли в Магаданской области (13,5 процентов), в Коми, Костромской, Курганской и Новосибирской областях (везде по 10 процентов).


Явка больше чем жизнь


Искушение конкуренцией
Оппозиционным партиям предстоит привыкнуть к смягчению политической реальности

С высокой кузбасской явкой никто разбираться не станет — как заявил «Ленте.ру» Леонид Ивлев, в ней нет ничего экстремального. Однако не все эксперты согласны с этим тезисом. «Результат Тулеева — 96 процентов при явке 92 процента — это как если бы Тулеев хотел пропеть лебединую песню, правда, непонятно, что он в ней хотел сказать», — заявил «Ленте.ру» руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. По мнению эксперта, там, где явку «не гнали» искусственными методами, кампании получились более честные и легитимные — как, например, в Камчатской области. Эксперт отметил, что, судя по информации из регионов, повышения явки добивались зачастую проверенными советскими методами: в Татарстане давали голосующим браслетики на скидки в магазинах, в Кемеровской области рядом с участками продавали по бросовой цене овощи. Прямого нарушения закона тут нет, но, по мнению Калачева, федеральный центр сделает из этого выводы, причем не связанные непосредственно с избирательным процессом. «Если в регионе все благополучно, пойдете вы голосовать только для того, чтобы картошку дешевую купить? — рассуждает политолог. — А если этот способ повышает явку до почти поголовной, значит, в социальной и общественной жизни региона что-то не так».


Явка больше чем жизнь

Голосование на выборах губернатора Костромской области в единый день голосования

У федерального центра есть и другой повод позаботиться о тонкой настройке явки избирателей. До недавнего времени считалось, что снижение активности избирателей (в том числе за счет переноса выборов на сентябрь) выгодно власти: «протестные» граждане еще в отпусках, на море и на даче, а на участки марширует «заряженный» лояльный электорат. Однако ряд кампаний последних лет это опровергает. Взять ту же Иркутскую область — мать второго тура на выборах губернаторов. Явка — всего 29 процентов. Как считают политологи, именно она и подвела кандидата от власти Сергея Ерощенко. «Ставка команды губернатора на "незаметную кампанию" (губернатор занимается текущей работой) в условиях реальной конкуренции», — так прокомментировал эту ситуацию директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Попросту говоря, лояльные избиратели, услышав по телевизору, что у власти победа в кармане, решили не ходить на участки — все равно все решено! А протестные пришли и, хотя их было мало, сделали погоду. Аналогичным был сценарий выборов мэра Москвы в 2013 году. Поэтому перед федеральным центром в 2016 году будет во весь рост стоять задача мобилизации лояльного электората. А как его мобилизовать, если первенство ЕР неоспоримо, и оппозиция, даже парламентская, угрожающей не выглядит? Не исключено, что будет использован сценарий с внешней (санкции, давление Запада) или внутренней (пятая колонна) угрозой. Однако если перегнуть палку с алармизмом, на участки потянется и протестный электорат. Между этими крайностями власти и придется лавировать.



Наталья Рожкова

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Ви часто занимаетесь сексом на першому побаченні?