Изделия из яичной скорлупы, украшенные металлом, которые вырезает «волынский Фаберже», отныне будут известны во всем мире. Украинский мастер стал членом Всемирной ассоциации художников
Изящные изделия, выполненные 46-летним жителем Владимира-Волынского (Волынская область) Анатолием Бойко, не могут не поражать зрителей, особенно если учесть, что сделаны они из яичной скорлупы. Причем для их изготовления в ход идут и миниатюрные перепелиные яйца, и стандартные куриные, и крупные гусиные, и огромные страусиные. Более того, каким-то одному ему известным способом мастер умудряется помещать резные скорлупки перепелиных яиц в куриные, а затем еще и в гусиные, создавая невероятные вещи.
Скорлупа превращается то в нежное кружево, то в ткань, по которой идет металлическая «вышивка», то в инкрустированную полудрагоценными камнями кость, то в ажурный серпантин. Одни вещи становятся сувенирами, другие — вазочками или миниатюрными шкатулками. Есть яйца-светильники со скульптурными композициями внутри, создающие причудливый рисунок света и тени в интерьере. В общем, знаменитый ювелир Карл Фаберже наверняка оценил бы изобретательность украинского умельца, которого земляки называют «волынским Фаберже».
Для фотографий всех изделий Анатолия Бойко не хватило бы целой газеты, ведь еще осенью 2015 года Национальный реестр рекордов Украины зарегистрировал его самую большую коллекцию декоративных яиц, украшенных металлом, и вручил талантливому волынянину диплом рекордсмена Украины. А совсем недавно на счету мастера появилось новое достижение: его приняли в члены Всемирной ассоциации художников, работающих с яичной скорлупой.
Анатолий Бойко родился в райцентре на Тернопольщине. Первые навыки работы с деревом получил от отца, талантливого столяра и плотника, а окончив Дубенское профессионально-техническое училище, стал профессиональным резчиком по дереву.
Во время службы Анатолию пришлось участвовать в боевых действиях в Нагорном Карабахе. Оттуда он вернулся с тяжелыми травмами, стал инвалидом. Вспоминать о том периоде Анатолий не любит:
— Я его как бы стер из памяти. Но увечья дают о себе знать, с каждым годом здоровье все хуже. Без лекарств теперь обходиться не могу. И если плохо себя чувствую, беру с собой термос с кофе, что-то перекусить и на целый день ухожу в одиночку в лес восстанавливать силы. Лес своей энергетикой вытягивает весь негатив.
Несколько лет Анатолий поправлял здоровье, заодно путешествуя по странам СНГ, Германии, Польше, Чехии. А когда встретил свою половинку, семья поселилась на Волыни. Анатолий занимался декоративно-прикладным искусством, и, за что ни брался, все ему удавалось, будь то вышивка или вязание, плетение из соломы или лозы, корнепластика или ваяние из гипса и камня…
— Я освоил очень много техник, в том числе и писанкарство, популярное у нас на Западной Украине, — говорит Анатолий. — Пробовал рисовать воском, делать дряпанки. Но их сделано так много, а мне неинтересно кого-то повторять. По искусствоведческой литературе изучал забытую технику Фаберже и на ее основе разработал собственную. А когда лет семь назад у меня появился ноутбук, стал осваивать интернет-пространство, искал что-то новое и случайно вышел на резьбу по скорлупе. Это меня так увлекло! Чем я только не пробовал ее обрабатывать, резать, пилить!
Я не знал, как готовить скорлупу под обработку, а мастера своими секретами не делились. Пробовал сверлить шуруповертом и шлифовальной машинкой для ногтей. До всего доходил методом проб и ошибок. Затем удалось купить самый дешевый маломощный аппарат, который не мог прорезать даже гусиные яйца. Благодаря Интернету разузнал о хороших аппаратах и накопил денег на американскую ювелирную бормашину. А еще один немецкий прибор для меня приобрела городская власть. Сейчас город делает ремонт в моей будущей мастерской с выставочным залом в центре города.
— А страусиные яйца стали использовать позже?
— Лет пять назад, после того, как попробовал резьбу на гусиных яйцах. Понял, что простые сверла страусиные яйца не возьмут, только алмазные. Когда лечил зубы, попросил в стоматологии буры. Попробовал — получилось. Заказал профессиональные технические буры, и уже пошла резьба по страусиным яйцам. Но толстую скорлупу тяжело резать, к тому же образуется много пыли. Становится сложно дышать, и инструмент забивается. Поэтому со страусиными яйцами стараюсь работать на улице. Сяду в тенечке и тружусь… Кстати, никогда не делаю эскизы, но всегда знаю, каким в итоге будет изделие.
— А где приобретаете заготовки для своих шедевров?
— Несколько лет назад я был с выставкой в Мелитополе Запорожской области — в организации инвалидов «Лебедушка». Нам организовали экскурсию на страусиную ферму, где я познакомился с ее хозяйкой Еленой Кусякой. Теперь заказываю у нее яйца страусов эму. Они очень качественные и красивые, в отличие от тех, что несут страусы в наших краях.
— Интересно, что вы скорлупу умудряетесь разгибать в спираль!
— Это мое изобретение, благодаря которому я и получил сертификат мирового уровня. Я отправлял фотографии таких изделий президенту Всемирной ассоциации художников, работающих по яичной скорлупе, кореянке Хелене Ким Чжу. Она знает мастеров по всему миру, но такого еще не видела. Сначала я обтягиваю скорлупу металлом, потом прорезаю и вижу, какой градус наклона можно придать узкой ленте.
Многое зависит от качества скорлупы. Например, я использую только первые пять яиц от несушки. Из них делаю самые деликатные работы. Дело в том, что у птиц есть зимний период покоя, после которого они начинают нестись, и тогда накопленный в организме кальций и кремний переходит в скорлупу самых первых яиц. По этой причине такие яйца даже не подкладывают под птицу из-за опасения, что птенец не сможет вылупиться. К тому же гусиные яйца не все употребляют в пищу, так как они тяжелые для организма. Их обычно отдают на корм скоту. А зная о моем увлечении, некоторые предлагают мне: «Раз ты такую красоту делаешь, так мы лучше отдадим их тебе». Женщины из окрестных сел специально для меня оставляют первые яйца — утиные и гусиные. Особенно хорошие эластичные яйца у индоуток, а у гусей, скрещенных с лебедями, яйца крупные.
Анатолий объясняет, что для кованой отделки яиц покупает высококачественный металл из Италии, который идет на бижутерию. Это дорого, но работа того стоит. Немало средств уходит и на материалы для отделки: кристаллы Сваровски и полудрагоценные камни — янтарь, малахит, агат, бирюзу, яшму…
— Чтобы крепить металлическую проволоку к скорлупе, я сам разработал специальные смолы, — продолжает Анатолий. — Сколько пришлось химреактивов и химпрепаратов изучить, сколько рецептов испытать!
— А бывает так, что уже проделана огромная работа и вдруг — трещина?
— Честно говоря, из 100 процентов 15—20 всегда идет на бой. Я отношусь к этому спокойно: выбросил и забыл. Правда, обязательно изучу причину ошибки, чтобы в другой раз там же не лопнуло.
— Заказчики часто капризничают, требуя изобразить на яйце что-нибудь эдакое?
— Бывает и такое. Часто соглашаюсь и выполняю пожелания. Я выучил все знаки, символы и коды со времен Триполья, знаю все обереги, всю символику позитивной и негативной энергетики. С помощью яйца знахарь ведь может многое сделать. Если вижу что-то нехорошее в совокупности символов, то сразу отказываюсь. А если люди хотят чего-то необычного, но не могут понять, что именно, предлагаю им посмотреть мои работы и определиться.
— Где можно увидеть ваши изделия?
— На выставках, если организаторы обеспечат транспорт, проживание и питание, потому что заработать таким ремеслом особо не удается. В нашей стране это очень сложно. Но много моих работ люди увозят в разные страны, в том числе в Италию, Грецию, Италию, Канаду, Англию… Я к ним выдаю документы — сертификат с печатью, который подтверждает мое авторство, и копию сертификата Национального реестра рекордов Украины. При пересечении границы они в декларации указывают изделие как «декоративное яйцо».
— Анатолий Игоревич, в чьи дома попадают ваши произведения?
— Когда я выставлялся в столичном Украинском доме, то преподнес свое изделие супруге президента Марине Порошенко. Есть декоративные яйца у нескольких народных депутатов, приобретали их в подарок и для профессоров, и для академиков. Но у нас не понимают ценности такой работы! Сравните: в Китае копии яиц Фаберже, которые делают из керамики, а потом раскрашивают, штампует робот — за смену минимум тысячу штук. Я же одно яйцо делаю от пяти дней до месяца. И сколько человек должен за это заработать?
— Как вы попали в члены Всемирной организации художников, работающих с яичной скорлупой?
— В составе ассоциации более двух с половиной тысяч виртуозов со всего мира. Ежегодно в нее отбирают примерно сотню лучших мастеров. Кроме того, в этом году сведения обо мне и моих работах попали и во всемирный каталог, и во всемирную энциклопедию. Две работы — резные кованые куриное и гусиное яйца — я уже выслал в Сеул, после чего получил сертификат. Когда зарегистрировали рекорд моей коллекции и фотографии выставили в Интернет, президент ассоциации Хелена Ким Чжу сама на меня вышла, предложив вступить в их организацию. Мне надо было только заполнить анкету на английском языке, рассказать о себе, ответить на вопросы. С этим заданием мне помогла справиться замечательный педагог Елена Головач.
— Что же дает членство в этой ассоциации?
— В первую очередь признание твоего труда. И подтверждает, как и сертификат Национального реестра рекордов Украины, мою квалификацию. Благодаря тому, что я попал в эту ассоциацию и всемирный каталог, у меня теперь будет новая мастерская. До этого работал в здании, которое было построено еще в начале прошлого века и уже рассыпалось.
Фото из архива Анатолия Бойко