Байден призвал украинцев активней бороться с коррупцией. Фото: соцсети
Одна из главных проблем, о которой постоянно говорят западные партнеры Украины, – это крайне неэффективная борьба с коррупцией в стране.
Так, во вторник, 8 декабря во время выступления в Верховной Раде вице-президент США Джо Байден прямо заявил, что Украина является одной из самых коррумпированных стран.
"Я никогда не рассказываю людям из других стран, что нужно делать. Но вы не можете найти ни одной демократии в мире, где раковая опухоль коррупции процветает. Вы не можете найти ни одной такой страны. Не достаточно просто организовать Бюро по борьбе с коррупцией. Для того, чтобы вести эту борьбу, вам необходимо провести судебную реформу – для того, чтобы вы могли привлечь к ответственности определенных лиц… Именно в этом и заключаются принципы демократии", – добавил вице-президент.
Его выступление прозвучало как раз накануне Международного дня по борьбе с коррупцией (с 2004 года отмечается ежегодно 9 декабря).
Ранее верховный комиссар ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила, что антикоррупционная реформа является ключевой в вопросе доверия к Украине международных партнеров, она должна быть прозрачной.
А посол ЕС в Украине Ян Томбинский признал украинскую власть действовать быстрее в этом вопросе. "Нужно работать сильнее против коррупции. Чувство безнаказанности должно уйти в прошлое", – заявил.
Посол США в Украине Джефри Пайетт, в свою очередь, прямо указал на неудовлетворительную работу Генпрокуратуры, как одну из главных преград в борьбе с коррупцией в Украине. "Вместо того, чтобы поддерживать реформы в Украине и работать над искоренением коррупции, коррумпированные вредители в Генпрокуратуре ухудшают положение вещей, открыто и агрессивно подрывая реформы", – сказал он.
При этом западные партнеры не ограничиваются лишь призывами. Так, официальный представитель МВФ Джерри Райс заявил, помимо принятия сбалансированного госбюджета-2016 год (одно из ключевых требований для продолжения кредитования), Фонд ожидает от украинских властей прозрачного и справедливого назначения должностных лиц антикоррупционной прокуратуры.
Именно создание независимой антикоррукционной прокуратуры было одним из требований для получения Украиной безвизового режима с ЕС.
То, что борьба с коррупцией происходит крайне медленно, признают и сами украинские власти. В начале октября 2015 года министр экономики Айварас Абромавичус открыто заявил, что властям пока не удается эффективно бороться с коррупцией."Что не удалось власти в целом – это, конечно, борьба с коррупцией, которая остается катастрофической преградой для развития нашей страны", – сказал он.
На днях в ходе второго заседания Национального совета по вопросам антикоррупционной политики президент Петр Порошенко заявил, что не удовлетворен имеющимися результатами борьбы с коррупцией.
"Якобы движемся, якобы прогресс, якобы чего-то уже достигли. Нет, подчеркиваю, что мы только создаем институциональную структуру, создаем предпосылки для неотвратимости наказаний. … результаты пока что меня не удовлетворяют", – сказал глава государства.
Оценки потерь бюджета Украины от коррупции исчисляются в миллиардах долларов, но точную сумму, как отмечают эксперты, подсчитать невозможно.
Так, по оценкам губернатора Одесской области Михаила Саакашвили ежегодно из-за коррупции из Украины вытекает более 5 млрд. долл.
По оценкам Минэкономики, Украина ежегодно теряет во время госзакупок около 50 млрд грн (около 2 млрд. долл.) из-за коррупции и плохой организации процесса
Бывший президент Виктор Янукович оценивал минимальные ежегодные потери от коррупции на уровне 2,5 млрд. долл.
Отметим, экс-президент Украины Виктор Янукович попал топ-15 коррупционеров по версии Transparency International в рамках кампании Unmask the corrupt. Голосование по этому топ-листу будет продолжаться еще 61 день, уже проголосовали 4,5 миллиона людей. По состоянию на 11 декабря 2015 года, Янукович находился на третьем месте.
По каким критериям Запад оценивает борьбу с коррупцией
Как поясняет эксперт по международным вопросам Александр Палий, в своих оценках ситуации в Украине западные страны опираются на мнение инвесторов. "Когда у инвесторов возникают проблемы коррупционного характера, когда от них требуют взятку за решение тех либо иных вопросов, конечно, это доходит до западных посольств, и это является для них индикатором. Кроме того, Они смотрят на то, насколько легко открыть свое дело, насколько легко получить то, либо иное разрешение и т.д.", – пояснил он "Сегодня.ua".
И, как свидетельствуют опросы среди бизнеса, ситуация в стране пока оставляет желать лучшего.
Так, Индекс инвестиционной привлекательности Украины, который ежеквартально публикует Европейская бизнес ассоциация, в III квартале 2015 года составил 2,56 балла из 5 возможных (на 0,1 балла меньше показателя предыдущего квартала). EBA уточняет, что 3 балла – это нейтральный уровень, а значит, инвестиционная привлекательность Украины снова имеет негативное значение. Опрос проводится среди директоров предприятий, входящих в ЕБА.
В исследовании говорится, что борьба с коррупцией не отвечает ее размерам и препятствиям, которые коррупция представляет для развития страны, реформы воплощаются слишком медленно, экономика находится в депрессии.
О том, что настроения по поводу коррупции в украинской бизнес-среде ухудшились, свидетельствует также исследование, проведенное в мае текущего года международной аудиторской компанией Ernst & Young. В ходе исследования были опрошены 100 работников крупных компаний, при этом количество респондентов, ответивших утвердительно на вопрос: "Считаете ли вы, что взяточничество и коррупция широко распространены в вашей стране?", выросло с 60 до 80%.
В то же время, кроме оценок бизнеса, есть еще ряд важных показателей, на которые смотрят западные партнеры Украины, отмечает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
"Есть институциональное измерение. Это реформа правоохранительных органов и создание антикоррупционных институтов, как только будут открыты первые дела против чиновников из высших эшелонов власти, это уже будет первый индикатор. Второе – это теневая экономика и снижение ее доли в ВВП, тоже важный показатель, поскольку теневая экономика подпитывает монетарные и ресурсные потоки, которые находятся вне контроля государства. Чем меньше уровень теневой экономики по каждому сектору, тем ниже уровень потенциальной коррупции", – сказал он Сегодня.ua.
Кроме того, по словам эксперта, очень важны также: деолигархизация, ужесточение законодательства по борьбе с коррупцией, уменьшение госаппарата и установление прозрачного финансирования партий. "Выведение на свет партийных финансов и финансирования электоральных компаний тоже будет уменьшать объем коррупции. Кроме того нужен переход на более прозрачные механизмы финансирования сфер образования и здравоохранения", – пояснил он.
Общественные активисты, в свою очередь, отмечают, что для Запада важно ужесточение контроля за коррупционными действиями чиновников не только специальными органами (Антикоррупционная прокуратура, НАБУ и пр.), но и общественными организациями.
"Для Запада будет показателем то, что будет с большими полномочиями общественная антикоррупционная организация, которая сможет (в случае надобности) в судебном порядке призвать к ответу даже президента, премьера и всех остальных чиновников", – сказал Сегодня.ua замглавы Общественного комитета по борьбе с преступностью и коррупцией Руслан Сидоров.
Контроль за тем как Украина проводит борьбу с коррупцией помимо посольств западных государств осуществляют международные организации: Группа государств по борьбе с коррупцией (GRECO) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Миссии этих организаций проводят детальный мониторинг всех процессов, связанных с борьбой с коррупцией в Украине.
Эксперты международных организаций в разговорах с Сегодня.ua отмечают, что оценивается, как соответствие национального законодательства международным стандартам, так и его имплементация. Отмечается, что в Украине принято довольно неплохое законодательство, и сейчас большое внимание международных организаций будет уделяться тому, как оно будет применяться на практике.
Украинцы не видят улучшений
Ухудшающуюся ситуацию с коррупцией отмечает, не только бизнес, но и простые украинцы.
Так, согласно опросу, проведенному в сентябре 2015 года Международным фондом избирательных систем (IFES) при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) коррупцию, как одну из основных проблем Украины назвали 53% респондентов.
При этом 40% респондентов сообщили, что за последние двенадцать месяцев они осуществляли оплаты определенного рода, или давали взятки за получение услуги от государства, или же платили, чтобы избежать штрафа. Согласно опросу, проведенному в апреле 2014 года этот показатель составлял 37%.
Наиболее распространенный вид оплаты – это оплата в больницах или клиниках (32%), за подготовку документов (9%), в школе или на работе (8% соответственно), или чтобы избежать штрафа за нарушение ПДД (6%).
При этом, отмечается, что большинство украинцев (58%) считают коррупцию частью жизни. Согласно опросу, проведенному в апреле 2014 года этот показатель составлял 55%.
По мнению экспертов, сегодня есть целый ряд сфер, где фиксируется очень высокий уровень коррупции: разрешительная система, госзакупки (хотя и вводится электронная система, но все еще часть закупок проводится по завышенным ценам), суды, налоговая, таможня и пр.
В декабре 2015 года Transparency International Украина опубликовала ТОП-10 коррупционных проблем украинцев (опрос проводился в течение ноября).
Коррупция в учебных заведениях (преподаватели продолжают требовать взятки у студентов, в садах и школах — поборы на ремонты и другие "необходимые меры");
Коррупция при оформлении документов на землю (при приватизации и выделении земельных участков);
Благотворительные взносы в больницах, взимание платы за бесплатные услуги;
Коррупция при призыве в военкоматах (отсутствие единого электронного реестра призывников позволяет продавать "дела");
Лишние платежи при оформлении загранпаспортов;
Коррупция в жилищно-коммунальной сфере (в частности, при подключении автономного отопления);
Коррупция в судах;
Коррупция в правоохранительных органах (в частности, непрозрачность переаттестации правоохранителей и прокуроров);
Коррупция при пересечении границы в зоне проведения военной операции (взятки за грузы и внеочередной проезд);
Коррупция в налоговой, на таможне.
В то же время эксперты отмечают, что главный показатель коррупции для украинцев – это несоответствие официальных доходов и реальных расходов чиновников и судей.
"Признак обывателя один. Он видит громадную разницу в материальной обеспечении, в образе жизни между собой и представителями власти. Если прокурор, чиновник, депутат получает официально 6-8 тысяч гривен, а живет, как будто получает в 20-50 раз больше человек понимает, что тут что-то не то. Это громадное материальное и социальное неравенство является обыденным индикатором для простого человека о состоянии коррупции в стране", – поясняет Вадим Карасев.
Почему так медленно продвигается борьба с коррупцией, и когда будут результаты
При этом эксперты отмечают, что есть несколько причин, почему сегодня борьба с коррупцией продвигается крайне медленно.
"Правительство и вообще чиновнический класс очень плохо относится к дерегуляции. Они очень болезненно относятся к утрате части полномочий. Через чиновников пробивать дерегуляцию очень сложно. Кабмин поставил министерствам задание провести дерегуляцию. Они в результате ничего не сделали", – отмечает Александр Палий. По его словам именно проведение дерегуляции может дать позитивный эффект уже через несколько месяцев.
"Все зависит от умных законов и умных нормативных актов. В регуляторной сфере многое зависит от Верховной Рады и Кабмина. За несколько месяцев уже можно получить первый результат", – пояснил он.
Вадим Карасев, в свою очередь, отмечает, что в рамках демократического государства борьба с коррупцией требует определенных процедур, а соответственно и времени. "Можно бороться с коррупцией по-сталински, но в условиях демократии нужно бороться с коррупцией не за счет прав и свобод человека, должна работать процедура. Можно бороться с коррупцией "кавалерийским наскоком", но это будет не борьба с коррупцией, а борьба с ее проявлениями. Если мы хотим реально бороться с коррупцией, то нужно бороться с ее истоками, а это более длительный процесс, тем более в условиях демократии", – пояснил он.
При этом эксперт отметил, что коррупцию уничтожить нельзя. "Но одно дело, когда коррупция является системообразующим фактором и стержнем существованием общества. Другое дело, когда коррупция – есть патология и аномалия. Наша задача сделать сейчас, чтобы коррупция была не системным фактором существования страны, а аномалией", – сказал он.
По словам Вадима Карасева, следующий год в этом вопросе будет решающим для Украины.
"2016 – это решающий год. Мы увидим, или это фейки, или это реальная борьба, которая дает результат, или это показуха. Или это неохотная и вынужденная борьба с коррупцией для умиротворения наших западных партнеров, или это реальное намерение побороть коррупцию в качестве системного фактора существования нашей политико-эконмической системы", – сказал он.