Давайте вернемся в мятежное время на стыке 1990-х и 2000-х годов. Тогда томными вечерами геймеры со всего мира засиживались за собственными стационарными компьютерами или проводили ночи напролет в компьютерных клубах. Все увлекались разного рода играми. Одни — стратегиями, другие — "стрелялками", третьи — браузерными квестами (например, Crimson Room), где основной задачей было выйти из комнаты.
Немного позднее, примерно в одно и тоже время в разных уголках мира — США и Гонконге, — родилась идея перенести события из браузерного квеста в реальную жизнь. В США первые квест-комнаты открывали в гаражах. Но это быстро наскучило американцам, и о них на некоторое время позабыли. В Гонконге, напротив, квест-комнаты получили небывалую популярность, которая не стихает до сих пор.
В Украине квест-движение началось в начале 2000-х с популяризации уличных квестов. Их организовывали в парках и различных районах города. Команды стартовали из пункта А в пункт Б в поисках ответов, ключей и прочих элементов игры.
Мы сначала просто играли в квесты с друзьями. Первый наш проект назывался DozoR — это командная игра в формате ночных игр, ориентированных на поиск, она состоит из 10 заданий, которые необходимо выполнить. Мы играли в нее с 2006 до 2013 года, вплоть до революционных событий в Украине. На этой игре не зарабатывали, а делали проект в удовольствие.
Параллельно существовали автоквесты, которые также включали серию заданий, но их надо было выполнять, передвигаясь по городу на автомобиле.
Таким образом, на рубеже 2010 года сформировалось целое поколение как почитателей активного и интеллектуального отдыха, так и талантливых сценаристов.
Квест "Сон художника"
На рубеже 2013-2014 годов мы увидели потенциал в нише квест-комнат. Это движение активно развивалось в Европе и Азии, первые комнаты успела открыть московская "Клаустрофобия". У них было довольно адекватное франшизное предложение, и мы поехали пообщаться, понять, что входит в стоимость франшизы, а главное — посмотреть на их реализацию квеста.
Но поняли, что такой набор услуг нам не нужен, так как большой фронт работ мы сможем закрыть своими силами. В нашей команде уже были IT-специалисты и инженеры, поэтому вопросы с написанием сайтов и техническими моментами исчезли, а опыт уличных квестов DozoR и автоквестов убедили в том, что мы своими силами сможем написать классный сценарий.
В результате приняли сложное, но, как оказалось, судьбоносное решение — строить квест-комнаты своими силами. В тот мятежный и сложный для Украины 2014 год мы сняли офис под будущие квест-комнаты в самом сердце столицы — около перекрестка улиц Владимирской и Саксаганского.
Мы выбрали подвальные помещения, поскольку у них самая низкая стоимость аренды (на сегодня это 125-220 грн/кв.м). Оптимальная площадь — 90-100 кв. м под две квест-комнаты. Важный момент — это не должно быть помещение коридорного типа. Наоборот, мы снимаем помещения с холлом и несколькими комнатами по всему периметру помещения. В этом бизнесе от месторасположения зависит очень многое — посещаемость комнат, период их окупаемости и доход.
Параллельно кипела работа над сценарием первого детища под названием "Сон художника". Над ним работала команда друзей, которые и стали сооснователями проекта "Взаперти": я, Яна Кононенко, Наталья и Александр Шевченко.
Мы поделили написание сценария на несколько этапов:
Встреча за встречей сценарий приобретал реальные черты, что-то мы упрощали, что-то добавляли. Финальный четвертый этап — строительство — влиял на финальный сценарий комнаты.
На написание первого сценария было потрачено около одного месяца. Сегодня это от 14 дней до нескольких месяцев, в зависимости от структуры и сложности будущего квеста.
К воплощению задуманного мы подошли основательно. Самостоятельно закупили все строительные материалы и начали ремонт своими руками — красили, мазали, полировали, клеили, создавали бутафорию. Качеством работ и результатом остались довольны, вложились в 2 месяца и 4 дня. Затраты составили около $10 тыс. (в эквиваленте по курсу валют на тот момент).
Не теряя времени, принялись за строительство параллельно еще нескольких квест-комнат. Для этого в радиусе 1 км от первой локации "Сон художника" мы взяли в аренду несколько помещений. Так появился наш город в городе — на пересечении с ул. Владимирской и Саксаганского, ул. Никольско-Ботанической, ул. Антоновича, где выросло 6 локаций. Все построили за первые 18 месяцев после релиза квеста "Сон художника". Ближе к концу 2014 года мы задумались о расширении в столице. Присмотрелись к Подолу, где у нас 4 локации. Еще позже точечные квест-комнаты появились по всему городу.
В общей сложности по Киеву у нас сегодня 30 квест-комнат. Кроме того, сеть "Взаперти" представлена во Львове, Харькове, Днепре, Виннице, Кривом Роге и в будущем — в Одессе.
Кстати, по сравнению с ценами 2014 года стоимость открытия квест-комнаты в долларовом эквиваленте практически не изменилась. Столичная квест-комната обойдется в сумму от $10 тыс. до $15-20 тыс. и выше. В регионах — от $7 тыс. Стоимость включает в себя расходы на написание сценария, работу бутафорщиков и строителей, где львиную долю забирают как раз строительные работы и срочность их выполнения. Ну и затраты на аренду помещений. Как я уже упоминал, в столице эта сумма составляет 125-220 грн/кв. м.
Сроки строительства в среднем 4-6 месяцев, возведение сложных объектов может занимать до 18 месяцев. Например, столько мы потратили на строительство квест-комнаты "Матрица", так как самостоятельно прорабатывали каждую деталь сценария. Зато усилия были не напрасны — она одна из самых популярных.
Помимо открытия своих комнат, мы продаем и франшизу. Ее стоимость разнится от города к городу. В городах, где мы еще не представлены, — роялти 10% и 10 тыс. грн за каждый квест, в Киеве другие условия — 15% роялти и 200 тыс. грн за каждый квест однократно. При этом часть покупает уже готовые сценарии, а часть пишет их самостоятельно, лишь консультируясь с нами.
За трехлетнюю историю существования компании "Взаперти" мы выделили несколько простых правил успеха квест-комнаты.
Первое — единая сюжетная линия, несколько wow-эффектов и понятность. Ведь куда приятнее самому разгадать логические головоломки без подсказок оператора. По нашим наблюдениям, этим правилом пользуются 2/3 всех квест-комнат столицы.
Второе — правильные люди. Мы уделяем огромное внимание подбору персонала, ведь задача оператора — быть максимально открытым и дружелюбным по отношению к гостям, получать удовольствие от работы и заряжаться эмоциями клиентов. Поэтому мы постоянно обучаем, повышаем квалификацию операторов.
К слову, на работу операторов квест-комнат подходят только экстраверты. Чаще всего это парни и девушки возрастом 19-25 лет с руками из "правильного места". Почему из "правильного"? Увы, нередко гости так увлекаются поисками артефактов и ответов на вопросы, что срывают напольное покрытие, плинтуса и прочее. Поэтому операторам иногда приходится делать простой ремонт реквизита в срочном порядке. Кстати, мы загодя делаем запасные копии самых важных узлов квеста, чтобы операторы могли их заменить в кратчайшие сроки и бизнес не простаивал.
Третье — доступность. Мы не скрываем, что квест-комнаты — это низкомаржинальный бизнес.
Мы сознательно шли на это, так как хотели сделать такой вид отдыха доступным — как поход в кино, боулинг и прочее. Например, стоимость посещения наших квест-комнат в Киеве составляет от 500 до 650 грн за игру, которые распределяются между игроками (от 2 до 4 человек в комнате). Сюда включены дорогостоящая аренда помещения в центре города, коммунальные услуги, оплата труда персонала и ремонтный фонд.
Поэтому чтобы бизнес оставался на плаву, на одной площадке необходимо размещать минимум три квест-комнаты. Для выхода на прибыль необходимо минимум 80 посещений комнаты в месяц. Ранее квест-комнаты окупались за 6 месяцев, сегодня — более чем за 2 года. На срок окупаемости влияют те же факторы, что и при строительстве — расположение, сложность сценария и его воплощения и посещаемость.
Если говорить о клиентах, то чаще всего это молодые люди в возрасте 23-35 лет, которые любят интересно проводить время на выходных. Нередко это представители как популярных профессий вроде IT-специалистов, так и творческих профессий — журналисты, художники и другие. По статистике 80% клиентов возвращаются повторно, а часть из них посещают комнаты регулярно — у некоторых даже есть "квестовый" (как раньше "банный") день.
Четвертое — продвижение в интернете. В первую очередь мы создали страницы в социальных сетях — Facebook и "ВКонтакте". Правда, после блокировки последней в Украине мы приняли решение ее закрыть. Смотрели, как наполняются другие группы квест-комнат, мотали себе на ус и со временем разработали свою "фишку" — это загадки перед открытием новой квест-комнаты. Те, кто отгадывали, получали в подарок бесплатное посещение квест-комнаты или скидки. И, конечно же, мы пользовались продвижением с помощью Google Adwords и "Яндекс.Директ".
Квест "Побег из Шоушенка"
Мы активно выходим за рамки квест-комнат и осваиваем новые ниши как самостоятельно, так и вместе с партнерами.
Так, в 2015 году вместе с компанией Mystery Play мы создали квест "Побег из Шоушенка" по мотивам одноименного фильма. Его сюжет развивался в "тюрьме", которая создана на территории 500 кв. м. Построили камеры, столовую, кабинет директора, наняли актеров и стартовали. "Побег из Шоушенка" пользовался огромной популярностью, это был вызов для тех, кто хотел выйти из своей зоны комфорта, научиться общаться и взаимодействовать с незнакомыми людьми. Словом, эффект был ошеломляющий.
Тогда затраты на строительство этого квеста составили 300-400 тыс. грн: строительные работы, кастинг актеров, пошив костюмов и другие траты. Квест работал по принципу театра. Несколько раз в неделю группа до 200 человек собиралась у метро "Нивки", садилась в автобусы и отправлялась в промышленную зону. Квест работал с июня по октябрь (до наступления холодов). В нем приняли участие около 10 тыс. человек.
Позднее, в 2016 году, мы создали уже самостоятельно квест-шоу "Интайм" по одноименному фильму. Его мы проводили на столичном НСК "Олимпийский" на площади 15 тыс. кв. м. Он произвел еще больший эффект, чем предыдущий.
Проведение этих квестов помогло нам разработать корпоративные пакеты, как для маленьких, так и для больших компаний. Наш недавний клиент — компания Motorola. Стоимость в корпоративных заказах составляет от 600 грн и выше с одного игрока. Корпоративные клиенты выбирают формат в зависимости от пожеланий и бюджета — как закрытое, так и открытое пространство. Количество дополнительных услуг зависит от бюджета проекта.