В Украине продолжается создание структуры национального сопротивления и одного из ее ключевых элементов – территориальной обороны. В ряды теробороны принимают как мужчин, так и женщин. Как с опытом военной службы, так и без. Однако массово наплыва граждан в военкоматы в январе не было. Почему?
Законодательная база, казалось бы, готова. Точнее – почти готова. 1 января заработал Закон "Об основах национального сопротивления". Он регулирует развитие территориальной обороны, организацию движения сопротивления и подготовку к нему. В конце декабря 2021 года вступил в силу приказ Минобороны, который существенно расширяет список профессий и специальностей для военнообязанных женщин. Сейчас туда входят практически все существующие специальности. Хотя вскоре этот список должен быть пересмотрен – до 14 специальностей и 6 профессий.
Даже если перечень военных специальностей существенно сократят, в 2022 году на воинский учет должны встать сотни тысяч украинок. Но не сразу: несмотря на нормативную активность министерства, столпотворений в коридорах военкоматов, как уже говорилось, нет. Одна из причин – обращение главнокомандующего Валерия Залужного к женщинам с просьбой: "Не бежать в военкомат и не создавать очередей". По его словам, украинки будут поставлены на воинский учет планово и постепенно.
Чтобы узнать, что же происходит на практике, приходят ли женщины становиться на учет и есть ли ажиотаж среди готовых воевать не только в соцсетях, Liga.net отправилась в один из киевских территориальных центров комплектования и социальной поддержки (ТЦКСП). По-старому – в военкомат.
Обычный приемный день, кабинет военного комиссара Деснянского ТЦКСП. Напротив хозяина кабинета, полковника Дмитрия Клабукова сидит девушка и эмоционально объясняет:
- Я не хочу в резерв, я хочу призваться! – и добавляет, что хочет служить в МПЗ – морально-психологическом обеспечении военных формирований.
- В МПЗ нет свободных должностей, но есть другие. Подойдите к командиру нашего территориального батальона в четвертый кабинет, он вам все расскажет, – отвечает полковник.
Молодая женщина стремительно уходит. Сегодня она – единственная посетительница, пришедшая с целью призваться.
Начальник отделения воинского учета и бронирования сержантов и солдат запаса Деснянского ТЦКСП капитан Дмитрий Гришков комментирует ситуацию:
– Наплыва женщин, которые хотели бы встать на воинский учет, пока нет, – говорит капитан Гришков. – С начала года к нам пришли только четыре или пять женщин. Одна из них, например, устраивалась на работу бухгалтером, и работодатель потребовал военный билет. Сейчас она проходит военно-медицинскую комиссию. Остальные тоже приходили, потому что потребовал работодатель.
Порядок постановки женщин на учет такой: нужно прийти в военкомат с паспортом, налоговым номером, копией диплома или справкой с места работы. Получить направление на медкомиссию и явится туда с результатами общего анализа крови, мочи, кардиограммой, флюорографией и справкой от гинеколога.
– Нашу медкомиссию, если особых жалоб нет, можно пройти за два часа: окулист, стоматолог, терапевт, психиатр, невропатолог, хирург, – объясняет Гришков. – Потом комиссия выдает справку, женщина пишет заявление о постановке на учет, и уже через неделю мы выдаем ей временное удостоверение.
Сейчас, как и раньше, в военкомат за документами приходят в основном женщины-медики – медсестры, фармацевтки, фельдшерки. Они и до нового приказа Минобороны были военнообязанными. Паники среди них и тех, от кого требуют военный билет работодатели, нет. Никто не спрашивает, призовут ли их в армию, не переживает, что будет, если начнется война.
– В мирное время женщины могут идти на военную службу только добровольно – по контракту, – объясняет Гришков. – По законодательству они могут попадать под призыв лишь в случае мобилизации или военного положения.
В военкомат и лично Гришкову звонят руководители предприятий района. Спрашивают: "Что делать? Отправлять женщин за военным билетом или нет?". Люди не понимают, как быть, ведь, с одной стороны, есть расширенный список профессий, по которому встать на учет должны почти все женщины. С другой – новости о том, что Минобороны подготовило еще один приказ, который сокращает список до 14 специальностей и 6 профессий. Сейчас этот приказ – на согласовании с МВД, СБУ и Службой внешней разведки.
– Я на все звонки отвечаю так: "Вы пока не спешите, все может измениться. Мы ждем новую редакцию приказа с обновленным списком специальностей и профессий", – говорит Гришков.
Может случиться так, что женщин, которые уже получили военный билет, придется снимать с учета, – в случае если в новом приказе Минобороны не окажется их специальности. А вот будут ли штрафовать тех, кто не получит военный билет, хотя должен, пока непонятно. Во-первых, еще точно неизвестно, будут ли штрафы. Во-вторых, проконтролировать тех, кто не встал на учет, военкоматы могут только во время проверок предприятий. Но проверяют далеко не всех.
– В Деснянском районе больше трех тысяч предприятий, – говорит Гришков. – Мы проверяем те, которые утверждены по плану.
Хотя очередей из тех, кто хочет защищать Родину именно сейчас, под военкоматом нет, это не значит, что никто не хочет воевать.
– Сейчас все происходит точно так же, как было в 2014 году, – рассказывает заместитель военного комиссара Олег Моисеев. – Сначала много звонков – столько, что дежурный не успевает поднимать трубку. А потом, когда в 2014-м объявили мобилизацию, здесь под военкоматом была очередь.
В военкомат звонят люди, которые хотят быть готовыми к возможной войне. Моисеев называет их "те, кто готов взять в руки оружие". В основном, это мужчины с опытом срочной службы.
– Даже если они служили 25 лет назад, держать в руках оружие – это как ездить на велосипеде. Если один раз научился, уже не забудешь, – говорит заместитель комиссара.
Подписывайтесь на рассылки LIGA.net – только главное в вашей почте
У тех, кто хочет сейчас защищать родину, есть несколько вариантов. Людям, которые стоят на воинском учете, не нужно делать ничего: если объявят мобилизацию, им придет повестка.
Тем, кто не стоит на учете, или стоит, но хочет быть полезным сегодня, можно записаться в батальон территориальной обороны – отдельные войска в составе ВСУ. Люди, которые состоят в батальоне, защищают свой город. По закону "О национальном сопротивлении", к концу весны 2022 года в Украине должны быть 25 бригад теробороны – по одной в каждой области и отдельно в Киеве. В каждом районе создается свой батальон. Всего в составе бригад должно быть сформировано более 150 батальонов.
В киевской теробороне сейчас 400 человек, еще 200 оформляют документы и проходят медкомиссию. По словам командующего Сил территориальной обороны ВСУ Юрия Галушкина, в приграничных областях силы теробороны сформированы на 70%.
Чтобы попасть в тероборону, нужно заключить контракт. Он может быть на так называемую "действительную контрактную службу", когда человек все время находится в батальоне. Те, кто хочет в мирное время продолжать заниматься обычными делами, могут заключить контракт в резерв. На практике это выглядит так: резервист продолжает жить своей жизнью и ходить на обычную работу, но если объявят военное положение или мобилизацию, пойдет защищать город.
Чтобы заключить контракт, нужно или удостовериться, что вы стоите на воинском учете, или встать на него, а потом собрать пакет документов (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей) и пройти медкомиссию. Сегодня массовых визитов людей, желающих пройти все эти бюрократические процедуры, нет.
– Тех, кто приходит, мы приглашаем на собеседование к командиру батальона, – говорит военный комиссар Дмитрий Клабуков. – В первую очередь, мы берем людей с опытом срочной службы. Если его нет, назначаем на небоевые должности – деловодов, связистов.
Для тех, кто служил в армии 20 лет назад, есть программа переподготовки в специальных учебных центрах. Для тех, кто не служил никогда, существует альтернатива, чтобы получить военный опыт – пройти учебные сборы. Они могут длиться день, неделю, десять и даже 30 дней.
– Сборы – это комплексное обучение. Там есть стрелецкие дни, медицинская, огневая подготовка и так далее, – объясняет Клабуков. – Но это не происходит так, что человек вступает в батальон и сразу едет на курсы. У батальона есть план по занятиям. Резервистов заранее предупреждают, и они приезжают.
Люди, которые не заключили контракт с батальоном теробороны, но хотят прокачать свои военные умения, тоже могут проходить сборы. Для этого нужно связаться с командиром батальона или зайти на страницы региональных подразделений теробороны в соцсетях и позвонить по указанным там телефонам.
В военкомате обычный рабочий день. Прием – с 9:00 до 13:00. В 9:30 перед входом очередь – около десяти мужчин разного возраста переминаются с ноги на ногу на морозе. В длинных коридорах военкомата – тоже небольшие очереди. Лица у людей – недовольные и будто заранее раздраженные списками справок, которые предстоит собирать. Ни воинственности, ни даже тревоги, которые есть в СМИ и соцсетях, в этих лицах нет.
"Я пришел за приписным, переезжаю в другой район", – говорит парень лет 20-ти. "Я тоже за приписным, на учебе требуют", – сообщает другой. "И я за ним, на работе попросили принести", – вставляет мужчина лет 40 в очереди под одним из кабинетов.
Перед дверью в другой кабинет стоит совсем юный высокий парень. Рассказывает, что год назад ему пришла повестка на срочную службу, но с его диагнозом не служат: "Год назад я прошел медкомиссию. Мне обещали перезвонить и сказать, что делать дальше. Но никто не звонил. Когда я набрал сам, сказали прийти сюда". Рядом – другой парень. Он слушает наш разговор, а потом раздраженно вставляет, что приходит в военкомат уже раз в 20-й – ему нужен документ для учебы, но его дело потеряли. Никого, кто бы пришел из-за угрозы российской агрессии, в этой очереди нет.
– В приемные дни мы принимаем граждан по личным вопросам – постановка и снятие с воинского учета, оформление военного билета или временного удостоверения, проводится прием призывников, – рассказывает капитан Дмитрий Гришков. – Кто-то переезжает в другой район и должен сняться с учета у нас. Приходят участники АТО – им нужно направление на медико-социальную экспертизу (МСЭК) или справка о периодах военной службы для пенсии. Обращаются призывники. Сейчас ничего не изменилось – вопросы те же, что и раньше.
У полковника Клабукова вряд ли мог быть другой вариант ответа на вопрос: "Если завтра война, мы к ней готовы?". Он уверенно отвечает:
- Да, мы постоянно готовы к войне. Осуществляется подготовка, уточнение по командам. Если будет команда о мобилизации, военнообязанные должны срочно прибыть, – полковник рассказывает, что делается конкретно сейчас. – Проводятся занятия по отработке развертываний пунктов сбора, участков оповещения.
Основная задача, говорит Клабуков, – морально подготовить к войне население.
– Что это значит?
– В первую очередь, не паниковать. А дальше – военнообязанным явиться в комиссариат с военными билетами, чтобы защищать свою Родину. Женщин, которые этого хотят, тоже приглашаем.
До конца приемного дня в военкомате остается час. В коридоре с ноги на ногу все так же переминаются люди с недовольными лицами – студенту нужно получить приписной, медсестре – сняться с воинского учета по возрасту, мужчине лет 40 – получить документы для трудоустройства. Никто из них даже не листает в очереди ленту фейсбука, где только и разговоров, что о войне.
Сообщает liga.net