Антон Головаченко получил премию Президентского фонда Леонида Кучмы «Украина»
— Первой моей инженерной разработкой был экзоскелет (внешний скелет), предназначенный для восстановления подвижности конечностей после инсультов и травм, — говорит студент Национального авиационного университета Украины 21-летний Антон Головаченко из Киева. — Сейчас от него осталась только рука — остальную часть разобрал и пустил детали на постройку теплицы, все операции в которой выполняет автоматика.
Как уже сообщали «ФАКТЫ», эта разработка Антона была представлена на фестивале инновационных технологий «Sikorsky Challenge-2015», который проходил на базе Национального технического университета «Киевский политехнический институт». Президентский фонд Леонида Кучмы «Украина» наградил авторов наиболее интересных проектов, представленных на этом фестивале, в том числе и Антона Головаченко, премией в 12 тысяч гривен.
— Экзоскелет я разработал в 2013 году ради своей бабушки, у которой была парализована рука, — продолжает Антон Головаченко. — Аппарат действительно помог — подвижность руки у бабушки частично восстановилась. Затем экзоскелет помог одному мальчику, который проходил лечение в столичной клинике «Охматдет». У него не работала рука, а после курса реабилитации с использованием моей разработки она начала двигаться.
Кстати, лечение при подобных проблемах стоит очень дорого: например, в США оно обходится примерно в 700—1000 долларов в сутки! По моим расчетам, при использовании экзоскелета стоимость реабилитации можно снизить до 200—250 долларов, а срок восстановления подвижности сократить в три-четыре раза. Эта моя разработка удостоена наград многих научно-технических конкурсов в Украине и за рубежом.
— Что вас подвигнуло заняться созданием теплицы?
— Сильное подорожание продуктов. Мы с родителями стали продумывать возможности сократить расходы на питание и решили, что домашняя теплица должна в этом помочь. Правда, мои познания в области сельского хозяйства весьма ограничены. Так что полагался в этом вопросе на маму (она же научный руководитель Антона. — Авт.), ведь у нее есть опыт земледелия — она выращивает орхидеи. К сожалению, первые попытки получить урожай помидоров оказались неудачными — растения погибали. И все же месяца через три мы пришли к решению, давшему положительный результат. В теплице размером три на три метра мы за минувшее лето и осень получили 27 килограммов томатов сорта черри. Часть съели свежими, другую законсервировали (заготовили 15 трехлитровых банок помидоров). На этом пока решили остановиться. Сейчас теплица дает нам зеленый лук.
— Получается, на новогодний стол свежие черри не вырастили?
— Нет. Новый год я встретил за границей. Мы с мамой часто бываем за рубежом, чтобы на различных форумах предложить потенциальным инвесторам мои экзоскелет и теплицу. Рука от внешнего скелета весит почти полтора килограмма, так что маме не тяжело и одной возить ее по миру. Теплица же пока остается в Киеве. Кстати, когда начали ее создавать, фотографировали первые варианты огорода под стеклом, но снимки окончательной конструкции решили не делать, чтобы никто не мог ее скопировать.
— Хотя бы опишите словами, как она выглядит.
— Внешне она похожа на огромную черную коробку, которая стоит в углу комнаты. От теплицы идет электрический шнур, воткнутый в розетку.
— Почему теплица черная, а не прозрачная?
— Чтобы растения получали свет от специальных ламп. Днем автоматика включает белое свечение, ночью — розовое. Таким образом мы заставили помидоры и лук расти круглосуточно — ведь свет на них попадает все 24 часа. Это позволило резко (в два-три раза) сократить сроки получения готовой продукции. Высадив рассаду черри, через три, максимум пять недель срываешь спелые плоды. Зеленый лук в нашей теплице вырастает всего за неделю.
Нужно сказать, что все операции в ней роботизированы. В первых экспериментах мы использовали обычную землю. Но более приемлемой оказалась современная гидропоника, в создании которой используются нанотехнологии: питательные вещества в искусственный грунт вводятся в виде микроскопических частиц. Интересно, что мы в конечном итоге взяли китайскую гидропонику: она оказалась лучше голландской.
Важнейшим преимуществом теплицы является то, что благодаря нашей авторской технологии на полив тратится мало воды — лишь десять процентов от объемов, которые используются при традиционном орошении. Это крайне важно для стран с малыми водными ресурсами и обширными территориями, занятыми пустынями (Саудовская Аравия, Алжир, Иордания, Тунис). Полностью изолированный от окружающей среды промышленный вариант теплицы нашей конструкции можно даже в пустыне поставить. В такой местности чуть ли не все дни в году ясные. Поэтому использование солнечных батарей особенно эффективно. Устанавливаешь их возле теплицы и получаешь автономное энергоснабжение.
— Во сколько вам обходится выращивание килограмма помидоров черри?
— От пяти до десяти гривен. Заметьте, сейчас в супермаркетах черри продают по 60—80 гривен.
— Вы сказали, что ради теплицы пожертвовали частью экзоскелета. Что еще понадобилось для ее изготовления?
— Пластиковые окна и приборы, которые мы взяли из конструктора для взрослых. Такие наборы стоят 400—500 долларов. Поэтому я был весьма признателен руководству Национального авиационного университета, в котором учусь, за то, что мне предоставили конструктор бесплатно. В ход пошли некоторые подручные материалы. Хотелось бы распечатать необходимые для теплицы детали на 3D-принтере, но доступа к такому аппарату у нас не было, поэтому пришлось приспосабливать все, что имелось в наличии.
Мне помогали в этой работе мама и отец. Моей задачей было сделать корпус, оснастить его серводвигателями, светодиодами и запрограммировать на работу в нужных режимах. Отец помог разобраться с электрооборудованием.
— Многие люди настороженно относятся к овощам, выращенным на гидропонике, полагая, что в них много гербицидов и пестицидов. Вы проверяли свою продукцию на наличие этих веществ?
— Да. Для нас в специализированной лаборатории сделали анализы, которые показали: продукция отвечает действующим нормам. Должен сказать, что в нашей теплице гербициды и пестициды вообще не используются.
— Удалось найти инвестора для постройки первого промышленного образца вашей теплицы?
— Фонд научно-технического развития имени Владимира Михалевича готов вложить определенную сумму, но нам нужно примерно вдвое больше. Хотелось бы, чтобы теплица имела размер сто на сто метров. Для этого проекта потребуется 100—120 тысяч долларов.