В Севериновке внедряются современные технологии, способные избавить Украину от энергетической зависимости
Село Севериновка в Винницкой области внешне ничем не отличается от остальных украинских сел. Однако в последние годы сюда приезжает множество журналистов и делегаций из других населенных пунктов. Причина такого интереса в том, что Севериновка стала своеобразным полигоном, где внедряются современные энергетические технологии, которые в будущем могут сделать нашу страну независимой от импортных теплоносителей.
В первую очередь севериновцы стараются ограничить потребление газа. Например, расположенный в бывшей дворянской усадьбе санаторий уже несколько лет отапливается не газом, а дровами и опилками с местной пилорамы. Это дает нешуточный экономический эффект. По словам бухгалтера санатория, в нынешнем году для отопления всех помещений учреждение должно было бы использовать газа на 180—190 тысяч гривен. А древесина для новых котлов обходится всего в 70 тысяч гривен за сезон.
На крыше сельского детского сада установлен солнечный коллектор, используемый для нагрева воды. Коллектор представляет собой батарею стеклянных труб, поверхность которых изнутри зеркальная. Это позволяет концентрировать солнечную энергию для нагревания специального теплоносителя. Жидкость испаряется и поднимается к верхней части труб, где передает тепло воде. Горячую воду можно использовать как для отопления помещений, так и для хозяйственных нужд, например, мытья посуды.
Причем, что интересно, эффективность работы коллектора мало зависит от температуры окружающего воздуха. Он способен нагревать воду почти до кипения даже в морозные зимние дни. Главное, чтобы светило солнце. В пасмурную декабрьскую погоду его производительность, правда, несколько снижается, поскольку свет рассеивается, проходя через тучи. В это время коллектору приходится немного помогать, подтапливая помещение дровами. А вот в январе, когда наступают ясные дни, его производительность снова повышается.
Конечно, энергия земных недр не бесплатная. Чтобы ее получить и использовать, нужно электричество. Но оно составляет лишь небольшую часть (около 20 процентов) от энергии, вырабатываемой насосом. То есть если, например, есть помещение, которое можно отопить обычным электронагревателем мощностью 1 киловатт, то тепловой насос потратит на обогрев этой же комнаты только 200 ватт.
Занимаются в Севериновке и генерацией электроэнергии. Правда, не в очень больших количествах. Единственный ветрогенератор в селе вырабатывает энергию для освещения сельского спортзала.
Такое обилие современных энергетических технологий помогло внедрить в Севериновке Подольское агентство регионального развития. О том, как развивался этот проект, «ФАКТАМ» рассказал его исполнительный директор Олег Левченко.
— Почему в селе используется так много энергетических технологий?
— На самом деле их было еще больше. С самого начала мы хотели создать в селе площадку, на которой можно было бы испытать все известные технологии, способные избавить Украину от энергетической зависимости. Однако не все они прошли проверку практикой и от некоторых пришлось отказаться.
Например, мы пробовали наладить производство биогаза. Но выяснилось, что это слишком дорого и требует больших капиталовложений, которые не скоро окупятся. Также решили не заниматься производством биодизеля из рапсового масла.
Не пошли у нас и солнечные электрические панели. Есть географическая линия, южнее которой солнечные электростанции рентабельны. Севериновка находится на 12 километров севернее этой линии. Чуть южнее — и нам было бы выгодно устанавливать солнечные панели. Впрочем, ситуация постепенно меняется: панели дешевеют, электроэнергия дорожает. Поэтому, возможно, позже мы еще вернемся к этой технологии.
Пока не получила распространения и идея производства электроэнергии при помощи ветрогенераторов. Тот, что обеспечивает энергией сельский спортзал, исправно работает. Но новых мы больше не ставили. Подсчеты показывают: применение ветряков экономически выгодно только в тех случаях, когда подведение линии электропередачи к объекту стоит дороже, чем такой ветряк. А у нас пока подвести ток от сети дешевле. Да и ветры на Подолье дуют не так часто и сильно, чтобы ветрогенераторы были выгодны.
Из испытанных нами технологий лучше всего показали себя солнечные коллекторы для нагрева воды, биотопливо (древесина) и тепловые насосы.
Впрочем, наш опыт не универсален. Все зависит от местных условий. В одних регионах (на Закарпатье, например) богатые источники геотермальной энергии, которые позволяют отлично отапливать дома. В других регионах (Харьковская, Донецкая области) дуют сильные ветры, благодаря чему выгодны ветряки, в третьих (на юге страны) — много солнца. Всегда можно найти энергию. Было бы желание.
— Какие технологии оказались наиболее эффективны?
— Лучше всего себя показало биотопливо. В основном — древесина. Создание биотопливного комплекса (включая производство щепы, а также котлы, трубопроводы и все остальное) окупается всего за два отопительных сезона.
Причем в наших краях этот ресурс практически не используется, так как в Винницкой области очень высокий уровень газификации. По оценкам же специалистов, на данный момент существует пятилетний запас биотоплива, которое нужно просто собрать в лесах и лесополосах области.
Между тем экономический эффект от биотоплива огромный. Если, например, тонна угля стоит 1800—2500 гривен, то две тонны щепы, имеющие такую же теплотворную способность, — всего 600—800 гривен. Кроме этого, здесь появляются рабочие места (дерево нужно нарубить, переработать, загрузить в печь), местные налоги. Ну и громада становится энергетически независимой не только от России, а вообще от всех. Сама себя обеспечивает теплом.
На втором месте по эффективности — солнечные коллекторы для подогрева воды. Они могут окупиться за шесть-семь лет. Несколько менее эффективен тепловой насос.
— Почему местом внедрения новых технологий выбрана именно Севериновка?
— На то были разные причины. Главная — проявил инициативу сельский голова Севериновки Александр Христюк. Ведь сегодня в селах еще нет понимания необходимости экономить энергию. К тому же часто селяне относятся к новшествам очень пассивно. К примеру, если мы помогаем установить в селе новый котел, то возникают проблемы с его обслуживанием. Нам говорят: «Раз вы поставили этот котел, то теперь ваша забота, как его обслуживать, обеспечивать топливом, ремонтировать и так далее». Поэтому было очень важно найти сельского голову, который хотел активно заниматься новой энергетикой.
Ну и отчасти нами двигал азарт. Еще в 2010 году, когда данная программа только начиналась и в селе был установлен первый котел на твердом топливе, один российский канал сделал репортаж из Севериновки. Целью сюжета было продемонстрировать, что наша страна полностью зависит от российского газа и никогда не сможет без него обойтись. Телевизионщики показали наш котел, сопроводив это саркастическим комментарием: «Неужели при помощи таких печек Украина хочет отказаться от российского газа?» С тех пор это стало для села делом чести. Нам важно было показать, что населенный пункт, причем находящийся в непосредственной близости от газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород», может вообще не использовать газ.
— Есть планы других нововведений?
— Сейчас мы работаем над созданием в селе биоэнергетического кооператива. Идея заключается в том, чтобы выращивать специальные энергетические культуры растений. Это позволит обеспечить топливом в первую очередь саму Севериновку, а также продавать его в соседние районы.
А для расширения рынка сбыта собственной продукции кооператив может создать специальный фонд, который будет выдавать кредиты на приобретение твердотопливных котлов. Такие кооперативы работают во многих странах мира, и, думаю, Севериновке это тоже вполне по плечу.
Но есть проблема. Сейчас территория сельской громады заканчивается за крайней хатой. Поэтому выделить землю под выращивание энергетических культур она не может. Севериновка добывает сырье для своих котлов, прореживая лесополосы вдоль дороги. Один год рубят на правой стороне, другой — на левой. То есть, по сути, село отапливается за счет сорных зарослей. Конечно, это не выход.
Именно поэтому мы поддерживаем создание объединенных громад. Они получат, кроме дополнительного финансового ресурса, еще и территорию, которой смогут распоряжаться по своему усмотрению.
— Что собой представляют энергетические культуры?
— Обычно это специально выведенные сорта быстрорастущих верб или тополей. В наших условиях лучше заниматься тополями. Это не только обеспечивает возобновляемый ресурс топлива, но и приносит довольно большую выгоду. По нашим подсчетам, выращивать тополя экономически даже выгоднее, чем, например, пшеницу.
— Вы опирались на какой-то зарубежный опыт?
— Конечно, мы изучили опыт подобных сел в других странах. В Чехии есть деревня Хостетин, которая также является полигоном для внедрения самых новых технологий энергосбережения. Населенный пункт сам обеспечивает себя электроэнергией, теплом. Кроме того, там создан учебный экологический центр для консультирования представителей других сел по вопросам энергосбережения.
Подобная громада с учебным центром существует и в Австрии. Там тоже внедрены самые разнообразные технологии, вплоть до того, что из дерева добывается газ, который используется как топливо для автомобилей. А прибыль громады от образовательной деятельности составляет 20 миллионов евро (!) в год. Так что энергосберегающие технологии позволяют не только экономить ресурсы, но и зарабатывать довольно большие деньги. Подобный учебный центр действует в Севериновке.
— Пользуется успехом?
— За время существования севериновского проекта в село приезжало более 180 делегаций со всех концов Украины.
— Многие проявляли интерес к тому, чтобы внедрить подобные технологии у себя?
— Не очень. За помощью и консультациями по поводу приобретения и внедрения энергоэффективной техники к нам обратились 12—15 громад из разных областей Украины (Днепропетровской, Хмельницкой, Винницкой). Но, думаю, в будущем, когда экономия энергии станет общегосударственной тенденцией, их станет намного больше.
— Как реагируют на нововведения жители села? Проявляют желание внедрить прогрессивные технологии у себя в домах?
— Богатые люди, строящие большие дома, уже давно поняли свою выгоду. Они занимаются утеплением зданий, приобретают современную технику. Но они нас не очень беспокоят. Эти своего не упустят. Наша задача — показать небогатым людям, что увеличение энергоэффективности жилья сэкономит деньги и повысит уровень их жизни.
Однако надо понимать, что мы имеем дело со стереотипами, которые формировались десятилетиями. Еще совсем недавно самым заветным желанием сельских жителей по всей Украине была газификация населенного пункта. Газовое отопление ассоциируется у них с представлениями о прогрессе, цивилизации и городском комфорте. Чиркнул спичкой, отвернул краник — и в хате тепло. Не нужно топором махать на морозе, дрова таскать, печку чистить.
Поэтому возврат к твердому топливу сегодня селяне воспринимают как шаг назад, в прошлое. Конечно, современные котлы работают намного эффективнее печек и не требуют такого огромного количества топлива. И потребляют они не поленья, а щепу или пеллеты. Есть также котлы с автоматической подачей топлива по мере надобности. Но все же определенные усилия для их обслуживания прилагать надо. А люди уже отвыкли.
Хотя прошлой зимой из-за подорожания газа многие люди в селе начали интересоваться твердым топливом. Те, у кого есть такая возможность, стали частично отапливаться дровами. Но потом оформили субсидии и снова перешли на газ. Теперь могут себе позволить. Таким образом, нынешняя система субсидий никак не стимулирует снижение потребления газа. Люди привыкают, что кто-то за них платит.
С другой стороны, глядя на коммунальные объекты, селяне потихоньку учатся. Многие утепляют свои дома. Местные бизнесмены также стараются ставить современные отопительные системы и экономить тепло. Они увидели, что это дает очень хороший экономический результат.