Шпицберген. В бункере, построенном на острове, затерянном в Ледовитом океане, хранятся семена сотен тысяч видов сельскохозяйственных растений.
Социальные сети, пресса и телевидение забурлили от этой новости. Еще бы — цивилизация дошла до того, что вскрыто само Хранилище судного дня, затерянное в арктическом архипелаге Шпицберген!
Впрочем, из всего можно извлечь пользу. Внезапный переполох стал неплохим информационным поводом для того, чтобы широкие массы, обладающие познаниями в биологии в пределах курса средней школы (а в сельском хозяйстве — еще более скудными), побольше узнали о необычных научных объектах. Хотя, по сути своей, все они являются большими складами зерна.
В недрах. Тоннели и залы хранилища защищает 120 м скальных пород.
ПЕРСПЕКТИВА: МИЛЛИАРДЫ ГОЛОДНЫХ РТОВ
Количество едоков на Земле растет устрашающими темпами. Уже сейчас, чтобы прокормить популяцию человека разумного, продуктов нужно в два раза больше, чем имеется в наличии. Но на пути к всеобщей сытости есть масса препятствий. И выручить нас могут именно хранилища семян растений.
ОПАСНОЕ ОДНООБРАЗИЕ. В 1944 году американец Норман Борлоуг, скрестив сорта из разных регионов, получил не просто высокоурожайную, но и стойкую к болезням пшеницу. Работа Борлоуга позволила таким перенаселенным странам, как Индия и Пакистан, удвоить урожаи — и угроза голода уменьшилась для целого миллиарда землян. Эта история стала началом переворота в сельском хозяйстве, названного "зеленой революцией". Одним из важнейших ее составляющих стало массовое использовании высокоурожайных сортов, приспособленных к самым разным условиям. Местные фермеры активно использовали такие растения, отказываясь от сортов, хорошо проявлявших себя именно в местных условиях. Показательный пример можно найти и в наших магазинах, где космополитичные сорта яблок наподобие "голден" почти вытеснили региональные сорта. Кто слышал о "заячьей мордочке", он же — "синоп кандиль"? А ведь еще в прошлом веке этот крымский сорт занимал до четверти садов полуострова! Увы, генетически однородные культуры, да еще высаженные на больших площадях, имеют убийственные недостатки. Они слабы, требуют постоянной подкормки химическими удобрениями и обработки ядохимикатами. Но фермеру проще залезть в долги ради покупки "химии", но не заморачиваться подбором сорта.
С другой стороны, массовое применение таких культур приводит к тому, что многие сорта культурных растений стали исчезать. Так, в Китае в XX веке исчезли 90% сортов пшеницы. Поэтому селекционеры теряют шанс в будущем иметь в распоряжении растение, полезные свойства которого можно применить для выведения новых сортов. Специалисты сельского хозяйства давно поняли: только имея в своем распоряжении образцы местных сортов, можно избежать рисков, исходящих от всеобщей глобализации.
ДРАМА В АПЕЛЛО: УЧЕНЫЕ ПРОТИВ БОЕВИКОВ
В раздираемой войной Сирии, возле г. Алеппо, находится Международный центр сельскохозяйственного исследования засушливых земель (ICARDA). Но сейчас там работает только часть учреждения: большая часть подразделения переехала в Ливан еще в 2012-м. Этим летом поля и исследовательские делянки Центра заняли вооруженные отряды, воюющие с регулярной армией Сирии. Как водится, "воины против тирании" немедленно затребовали с Центра мзду на борьбу с кровавым режимом. Поначалу тамошние батальоны предложили "крышевать" ученых за деньги, но вскоре обратили внимание на колосящиеся поля — и согласились брать побор зерном. Ученые согласились, так как это выглядело компромиссом. Для них важнее сохранить полученные результаты исследований, чем урожай.
И все же Центр обратился в Свальбардское хранилище для отзыва предоставленных ранее образцов — на случай, если Центр будет разграблен, и придется начинать все с нуля.
Сирия. Результаты многолетних трудов могут в один момент пойти на прокорм вооруженных бандитов.
ХРАНИЛИЩА: БОТАНИЧЕСКИЕ КОВЧЕГИ ЗЕМЛИ
В настоящее время в мире существует около 1400 банков семян. Помимо общих задач, у каждого из них есть свое собственное предназначения.
ШПИЦБЕРГЕН. То самое Хранилище Судного дня. Хотя правильное его название — Свальбардское всемирное семенохранилище. Находится на острове Шпицберген (до Северного полюса — всего 1125 км), а строительство завершено в 2006 г. На арктический остров выбор пал из-за наличия вечной мерзлоты (уменьшаются расходы энергии на поддержание низкой температуры) и малой вероятности землетрясений. Строительство обошлось в $9 млн. Главная задача объекта — сохранить как можно больше представителей растительного мира в случае глобальной катастрофы. Ведь случиться может что угодно — от ядерной войны до столкновения с астероидом. Этим Свальбардское хранилище отличается от других подобных объектов, которые все-таки больше приспособлены под исследовательские и селекционные работы. Ну а такое мрачное название оно получило также из-за своего основного предназначения. В хранилище можно складировать 4—5 млн образцов семян, и место для своих образцов в нем имеет каждое государство.
АЙОВА. В этом американском штате находится ферма "Наследие". Ее владельцы начали системно собирать образцы семян еще в 70-е годы прошлого века. Сегодня во внушительных морозильных камерах и на складах фонда хранятся семена тысяч видов растений. Основная цель "Наследия" — оказывать помощь набирающему обороты общественному движению, призывающему питаться местными сортами овощей и фруктов, сохраняя, таким образом, особенности традиционных культур. Такая вот разновидность антиглобализма.
ХАРЬКОВ. В советской Украине селекционная работа находилась на высоком уровне. Соответственно, создавались объекты и учреждения для обеспечения такой работы. На их базе сегодня работает Национальный центр генетических ресурсов растений Украины. Основная его задача — создание полных коллекций возделываемых в Украине культур. Сегодня объем Национального генбанка составляет 136,2 тыс. образцов, которые относятся к 1197 видам, из которых 337 — культуры для производства продовольствия и сельскохозяйственной продукции, 224 — лесные и декоративные растения. Образцы украинского происхождения составляют 47,2 тыс. или 35%. На долговременном хранении (при температуре –20 °С) находится 30,9 тыс. образцов; на среднесрочном хранении (при +4 °С) — 13,5 тыс. образцов. Для хранения в Свальбардское всемирное семенохранилище наша страна предоставила 2633 образца пшеницы, нута, чины, фасоли, чечевицы.
В Свальбардском хранилище.
Ферма "Наследие" в США.
ГЕРОИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
История коллекций семян хранит примеры настоящего героизма. Так, в 1923—1940 гг. сотрудники Всесоюзного института растениеводства (ВИР) под руководством великого ботаника Николая Вавилова, в ходе 180 экспедиций по всему миру собрали самую обширную в мире коллекцию семян культурных растений (250 тыс. образцов). В Великую Отечественную войну коллекция осталась в блокадном Ленинграде. В здании института в коробках и мешках хранились десятки тонн семян и клубней. По разным сведениям, от 13 до 28 сотрудников ВИР, оберегая их, умерли от голода — но не тронули ни зернышка. В кабинете хранителя собрания риса Дмитрия Иванова до освобождения города сохранились тысячи пакетиков с зерном! Когда на рабочем месте ушел из жизни Александр Щукин, хранитель коллекции технических культур, из разжатых мертвых пальцев ученого на пол выпал пакетик с миндалем — он готовил дубликат коллекции, чтобы вывезти его на Большую землю.
Впоследствии эксперты ФАО назвали сохраненную коллекцию ВИР уникальнейшей на планете и оценили ее стоимость в $8 млрд.
Николай Иванович Вавилов.