Фото: АР В Украине написание и защита научной работы превращаются в решение огромного количества финансовых вопросов
Украинская наука практически закрыта для талантливой молодёжи.
За кандидатскую диссертацию приходится платить минимум $ 3.000, причём речь идёт не о взятках, пишет Вадим Петрик в №37 журнала Корреспондент от 18 сентября 2015 года.
Людмила Савчук защитила диссертацию ещё пять лет назад. Училась она в аспирантуре одного из региональных гуманитарных университетов. Поскольку направление, на котором она специализируется (библиография), совсем непопулярно в Украине, сама подготовка и защита диссертации обошлись ей совсем недорого.
«За всё время подготовки я заплатила разве что 300 грн за публикацию своей статьи в одном из научных журналов да потратилась на поездки в Киев и другие организационные расходы, включая фуршет для членов комиссии», — рассказывает Савчук.
Как ни странно, именно фуршет оказался наиболее расходной частью и у кандидата медицинских наук Елены. Она защитила диссертацию два года назад.
«Хорошо, что я защищалась в один день с другой соискательницей. В итоге стоимость фуршета нам обошлась в $ 1.500 на каждую. Благо спиртного попросили совсем мало — по бутылке коньяка и вина. А вот стол накрывали на 24 человека. Причём нам выдали конкретные требования, что должно быть на столе: мясо, рыба, торты, конфеты», — вспоминает Елена.
По её словам, у каждого учебного заведения есть свои негласные традиции проведения фуршетов.
«У меня подруга защищала кандидатскую по политологии, так ей пришлось организовывать фуршет в загородном ресторане, потому что «так принято», — рассказывает медик.
Что касается других расходов, которые понесла Елена, так это плата за публикации статей в научных журналах, печать и копирование множества документов, необходимых при подготовке диссертации, аренда проектора для презентации непосредственно в день защиты, оплата дороги двум членам комиссии, которые приезжали на защиту из Одессы, и пр.
В целом процесс подготовки и защиты диссертации у Елены, которая не училась в аспирантуре, а была прикреплённым соискателем, занял около десяти лет. Зато она гордится тем, что прошла этот путь от и до сама.
Плата за «сидение»
Ежегодно в Украине защищают около 1.000 докторских и 4.000-5.000 кандидатских диссертаций. И каждая защита — это действительно целый набор формальных требований и неформальных традиций. Если не выполнить одно из требований, защита не состоится. Но проблема в том, что их выполнение, как рассказали в том числе и наши герои, влетает в копеечку. Поэтому те люди, которые защищают диссертации в Украине, должны обладать не только настойчивостью и стремлением к открытиям, но и энной суммой денег на решение «процедурных» вопросов.
В разных науках расценки разные. Говорят, что самые высокие установлены в юридических, медицинских и экономических науках, самые низкие — в технических, сельскохозяйственных и педагогических
Сразу оговоримся, что в разных науках расценки разные. Говорят, что самые высокие установлены в юридических, медицинских и экономических науках, самые низкие — в технических, сельскохозяйственных и педагогических. Играет роль месторасположение учреждения, в котором проходит защита.
«На периферии защита может обойтись дороже, чем в Киеве. Ведь там свою роль играют еще и понты», — не скрывает Елена.
Расходы начинаются, как говорится, прямо «с порога», то есть с момента, когда будущий учёный подаёт документы в приёмную комиссию для поступления в аспирантуру или докторантуру. В некоторых вузах эта процедура стоит денег (мотивация такова: мол, профессора же сидят в приёмной комиссии, тратят своё время, им надо платить зарплату). Хотя на самом деле такое «сидение» много времени не отнимает (45 минут на одного поступающего), плюс это входит в профессорские должностные обязанности.
В некоторых вузах членам комиссии принято вручать подарок, а в день поступления все аспиранты (докторанты) накрывают банкет. Корреспонденту рассказывали историю, что в одном из вузов в качестве подарка за поступление на бюджетное место в аспирантуру был «заказан» телевизор стоимостью 30.000 грн.
Нередки случаи, когда человек приходит в отдел аспирантуры, а там говорят: «Это место уже занято, приходите в следующем году», даже если вступительные экзамены ещё не проводились, а значит, места не могут быть заняты
Много пишут о том, что молодёжь в науку якобы не идёт. Однако на самом деле нередки случаи, когда человек приходит в отдел аспирантуры, а там говорят: «Это место уже занято, приходите в следующем году», даже если вступительные экзамены ещё не проводились, а значит, места не могут быть заняты.
В таком случае можно попробовать попасть в аспирантуру «сверх государственного заказа», то есть по договору. В этом случае аспирант (докторант) должен регулярно платить за своё обучение в течение трёх-четырёх лет, хотя в действительности 99% времени его никто не учит, поскольку аспирант сам проводит исследование и пишет диссертацию. Стоимость обучения в аспирантуре (докторантуре) разная — от 5.000 до 20.000 грн за год. Считаем: четыре года обучения — это 80.000 грн. Реальный способ сэкономить — писать диссертацию побыстрее и таким образом получить степень досрочно.
Дары волхвам
Впрочем, основные расходы впереди. К примеру, публикация статей в подавляющем большинстве научных изданий тоже платная (от 30 грн за страницу). При этом для кандидата наук таких статей нужно минимум пять, для доктора — 20. Значит, на публикации будущий кандидат наук выложит по меньшей мере 2.000 грн, доктор — 8.000 грн. Считается хорошим тоном предоставлять не минимальное количество статей, а немного больше.
Недавно ввели требование, что аспиранты должны одну, а докторанты хотя бы четыре статьи опубликовать либо в иностранных, либо в национальных изданиях, которые включены в международные наукометрические базы данных. Публикации в иностранных изданиях тоже платные — от € 40 до € 700, в национальных чуть дешевле.
И мало кого волнует, что наши статьи для иностранных изданий часто совсем не подходят.
«Мой однокурсник послал свою статью в турецкий медицинский журнал. Так там сказали, что она очень слабая. Ведь даже в Турции медицина ушла далеко вперёд. У нас отстаёт лабораторная диагностика, мы слабо знаем международную терминологию. Про уровень английского я вообще молчу. Однокурснику статью переводила профессиональная переводчица, но оказалось, что много терминов просто непереводимы, слишком специфические», — говорит Елена.
Диссертант должен участвовать в конференциях, а это удовольствие тоже небесплатное (до 700 грн). Некоторые организаторы конференций предлагают участникам оплатить оргвзнос, в который входят кофе-брейк, экскурсии, рекламные буклеты, хотя прилежный аспирант едет на конференцию прежде всего как учёный, а не как турист. Иногда диссертантов заставляют принимать участие во всех проводимых вузом конференциях (и платить оргвзносы), несмотря на то что такая «практика» на научную зрелость молодого учёного влияет очень слабо.
В естественных и технических науках выполнение исследования связано с проведением эксперимента. Для этого нужны деньги — на аренду оборудования, реактивы, пробирки, другие расходные материалы. Бывает, что расходы оплачивает институт, а бывает — диссертант.
Допустим, диссертация написана, статьи напечатаны, конференции посещены, все справки собраны. Дальше начинается самое интересное (и затратное) — так называемое прохождение диссертации
Но, допустим, диссертация написана, статьи напечатаны, конференции посещены, все справки собраны. Дальше начинается самое интересное (и затратное) — так называемое прохождение диссертации. Написанную работу необходимо заслушать на заседании кафедры (или отдела). Руководитель кафедры назначает рецензентов, рецензенты должны почитать диссертацию и написать отзывы, потом руководитель кафедры назначает день и время заседания — эти этапы можно пройти и за два дня, и за два месяца.
Проведение заседания — тоже расходы. Диссертант готовит презентацию, раздаточные материалы, ксерокопии публикаций, после заседания проводится банкет или «чаепитие» (на эти цели уходит в среднем от $ 50 до $ 300).
Следующая процедура применяется во многих вузах, хотя нормативными документами она не предусмотрена, — проведение так называемого межкафедрального семинара. То есть диссертацию «заслушивают» на заседании нескольких кафедр. Считается, что такое заседание является как бы генеральной репетицией перед настоящей защитой. Если диссертант хорошо «держится», сносно отвечает на вопросы, не падает в обморок и ведёт себя прилично, значит его можно выпускать «в свет». Понятное дело, что он должен оплатить банкет и работу рецензентов.
Каждый, кто хочет защитить докторскую, обязан предварительно написать и напечатать монографию. Речь идёт о книге, в которой излагаются основные научные идеи учёного. В подавляющем большинстве случаев расходы по опубликованию несёт сам диссертант (притом что государство выделяет на эти цели деньги, правда, небольшие). Есть требование, что монография должна быть напечатана тиражом не менее 300 экземпляров. Это удовольствие обойдётся в сумму от 8.000 до 20.000 грн (в зависимости от тиража, объёма издания и ценовых аппетитов типографии).
Финальные расходы
И наступает самый ответственный момент — выход на «большую» защиту, то есть прохождение диссертации через специализированный учёный совет, орган, который имеющий право присуждать степень. Диссертанта, как правило, сразу знакомят со списком официальных платежей. Если он работает в другом вузе и институте, то должен заплатить за защиту. Цена в разных местах разная — от 5.000 до 20.000 тыс. грн.
Кроме того, нужно за свой счёт напечатать автореферат (100-150 экземпляров — до 3.000 грн), разослать его обязательно заказными письмами в зарубежные (1.000 грн) и отечественные (500 грн) библиотеки, заплатить за выход объявления о защите в специализированном издании МОН (до 1.000 грн), напечатать раздаточные материалы, купить папки, ручки, блокноты и т. д. (1.000 грн). В некоторых спецсоветах принято делать подарки - председателю, учёному секретарю, техническому секретарю, членам экспертных комиссий.
На публичной защите выступают официальные оппоненты — это учёные, которые как бы дискутируют с диссертантом и делают вывод о его научной зрелости. Работа оппонентов, как правило, небесплатна — от $ 100 в технических и до $ 1.000 в юридических науках. Бывает, правда, оппоненты принципиально не берут денег с диссертанта.
«Мои оппоненты были из Киева и не взяли с меня ничего», — говорит Савчук.
А вот однокурсник Елены защищался в Ивано-Франковске, в то время как оппоненты были из Харькова. Ему пришлось ездить в эти города — завозить работу, а это расходы.
«А ещё одна моя коллега защищалась в Киеве, но оппонент была из Полтавы. Так ей пришлось оплатить такси туда и обратно», — рассказывает Елена.
После защиты диссертант приглашает всех членов спецсовета и оппонентов на банкет, который обычно проводится в ресторане и о возможной стоимости которого мы уже написали. Также диссертанту даётся месяц на оформление аттестационного дела. Он может оформлять его сам, а может «договориться» с техническим секретарём (1.000-2.000 грн).
Если суммировать все расходы, получается от $ 3.000 для кандидатской и от $ 6.000 для докторской диссертации. Но бывает и гораздо больше, если в вузе этот процесс поставлен на строгие коммерческие рельсы
Итого, если суммировать все расходы, получается от $ 3.000 для кандидатской и от $ 6.000 для докторской диссертации. Но бывает и гораздо больше, если в вузе этот процесс поставлен на строгие коммерческие рельсы.
Конечно, проведённый нами расчёт предусматривает, что соискатель сам писал диссертацию и все статьи. Написание диссертации можно заказать на стороне — это удовольствие стоит от $ 5.000 (в зависимости от отрасли науки), написание одной статьи — от $ 50 до $ 100.
«Тайное и нехорошее»
«В системе подготовки и аттестации научных кадров накопилось множество проблем, одно их перечисление может занять десятки страниц, — не скрывает Сергей Захарин, глава комитета по науке и инновациям общественного совета при Министерстве образования и науки, доктор экономических наук. — Проблемы начинаются ещё на этапе поступления в аспирантуру и докторантуру. Например, сейчас членами приёмных комиссий назначаются работники одного учреждения, а значит, возможна необъективность и даже коррупция (например, если поступает работник этого же учреждения или родственник ректора)».
По мнению Захарина, в комиссиях должны работать учёные из разных учреждений, а также представители общественности. Кроме того, вступительные экзамены следует проводить на основе глубокой научной дискуссии.
Эксперты считают, что новый закон О высшем образовании содержит ряд положительных новаций в сфере аттестации научных кадров. И главная из них та, что многие процедуры получили законодательную основу
Впрочем, эксперты считают, что новый закон О высшем образовании содержит ряд положительных новаций в сфере аттестации научных кадров. И главная из них та, что многие процедуры получили законодательную основу (раньше этот процесс регулировался постановлением правительства, а также ведомственной нормативкой).
В законе есть упоминание о том, что Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования имеет право проверять работу спецсоветов, а также может отменить решение о присуждении учёной степени, если в диссертации обнаружен плагиат, что, кстати, бывает нередко.
«Когда я готовила свою диссертацию, то обнаружила в архивах Тарелки [Институт научно-технической и экономической информации в Киеве] две абсолютно одинаковые работы, только с разными названиями и фамилиями. Но работы были полностью идентичны. Как это может быть?» — удивляется Елена.
В новом законе, как и в существующих нормативно-правовых документах, по-прежнему не расписано множество моментов, имеющих субъективную составляющую
В то же время Захарин отмечает, что в новом законе, как и в существующих нормативно-правовых документах, по-прежнему не расписано множество моментов, имеющих субъективную составляющую. Например, не установлены сроки рассмотрения многих вопросов, а также не описана процедура обжалования принятых решений.
По его словам, закон не позволяет максимально оздоровить систему аттестации научных кадров, хотя и повышает прозрачность процедур в сфере их аттестации. В частности, закон требует, чтобы все диссертации (научные доклады) и отзывы оппонентов размещались на официальных веб-сайтах высших учебных заведений и научных учреждений, при которых работает спецсовет.
Хотя пока обнародование диссертаций мало влияет на решение спецсоветов.
«Нам стало известно о том, что в одном из спецсоветов защищается совершенно слабая, можно даже сказать, дилетантская докторская диссертация, — приводит пример из собственной практики Анатолий Вдовиченко, председатель правления общественной организации Союз буровиков Украины. — В тексте работы нет никакой научной новизны, многие формулировки содержат откровенные ошибки. Несколько авторитетных учёных высказали категорически отрицательное мнение о диссертации. Мы обратились в спецсовет с просьбой не принимать диссертацию к защите — реакции никакой. Мы обратились в экспертный совет при МОН с просьбой отменить решение спецсовета — реакции тоже никакой. Более того, нам даже не дают права выступить на заседании, хотя это нонсенс — такое впечатление, что экспертный совет обсуждает не результаты публичных защит, а что-то тайное и нехорошее».
По словам Вдовиченко, члены союза обратились даже к министру образования и науки, но ответа от него не получили.
«Отписка пришла только один раз: мол, вопрос был рассмотрен, решение уже принято, мы не имеем полномочий и т. д. Между тем в законе о высшем образовании есть ст. 76, которая называется Общественный контроль, и министерство могло бы эту статью заметить. То есть на практике никакого общественного контроля нет», — отмечает Вдовиченко.
Нужно создать процедуру, которая гарантировала бы прохождение только сильных диссертаций, а это возможно сделать на основе так называемого балльного подхода
Он считает, что нужно создать процедуру, которая гарантировала бы прохождение только сильных диссертаций, а это возможно сделать на основе так называемого балльного подхода.
«Учёный работает над проблемой, публикует статьи, выступает на конференциях, внедряет свои результаты в производство, получает патенты и получает баллы. Набрал нужное количество баллов — получил право защищать диссертацию. Такой механизм действует во многих развитых странах», — резюмирует Вдовиченко.
Однако избавит ли даже такой подход от сложившейся системы негласных платежей — вопрос для отдельной диссертации.
***
Этот материал опубликован в №37 журнала Корреспондент от 18 сентября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.