Авторизация

Ученые раскрыли секрет улыбки Моны Лизы

Исследователи из Университета Шеффилда рассекретили оптическую уловку, которую использовал Леонардо да Винчи
Ученые раскрыли секрет улыбки Моны Лизы

Неуловимая улыбка Моны Лизы очаровала миллионы людей. Секрет создания этого эффекта стал главной загадкой мировой живописи. Но, похоже, Алессандро Соранцо и Майкл Ньюберри из Университета Шеффилда сумели разгадать код да Винчи.

- Все, кто разглядывал Мону Лизу в оригинале или в репродукции, замечали этот парадокс: ведь на самом деле она не улыбается, - уверяет Алессандро Соранцо. - Посмотрите на ее губы, они поджаты! Но стоит поднять взгляд выше и заглянуть в глаза госпоже Джоконде, как ты понимаешь, что она начинает тебе улыбаться.

В чем тут дело? Каким образом изображение на холсте начинает оживать? В портрете Моны Лизы Леонардо реализовал свою находку в области визуальной иллюзии, считают ученые...

Да Винчи является изобретателем техники сфумато: он открыл явление рассеивания света в воздухе и первым начал окутывать изображение в своеобразную дымку, которая размывала рисунок, смягчала цвет и контуры.

Исследователи решили поверить гармонию алгеброй и принялись изучать все портреты работы да Винчи, где он применял технику сфумато. Учитывая, что Леонардо считал себя прежде всего ученым и рисовал мало (доказано авторство лишь около двух десятков картин), таких образцов нашлось всего три. Это сама "Мона Лиза", "Прекрасная принцесса" и "Мадонна в гроте".

Психологи проводили серию тестов. В одних случаях они предлагали участникам фокус-группы разглядывать картины с разного расстояния. В других случаях закрывали героиням те или иные части лица черными квадратами и просили волонтеров описать впечатление от внешности героинь. А в третьем с помощью компьютерных эффектов размывали изображение до разной степени и участники эксперимента должны были рассказать, изменялось ли от этого их восприятие.

- В итоге мы поняли: для создания эффекта неуловимой улыбки да Винчи использовал особенности нашего периферического зрения, - убежден Алессандро Соранцо. - Мы отчетливо видим все детали, если они находятся в центре нашего взгляда. А объекты, которые оказываются на периферии поля зрения, искажаются. Да Винчи нашел способ оживлять изображения, изменяя форму рта и даже направление взгляда!

Трюк заключается в следующем. Возле губ Джоконды художник наложил тени. Стоит посмотреть Моне Лизе в глаза, как нижняя часть лица уходит в область периферийного зрения. Тогда тени зрительно становятся продолжением рта и уголки губ приподымаются вверх - появляется улыбка!

Уловка имеет продолжение: если вы опускаете глаза, то видите, как улыбка исчезает с уст Джоконды. Но при этом периферическим зрением замечаете, как женщина кокетливо отводит глаза в сторону! Этот эффект возникает благодаря тому, что да Винчи не пожалел красок, чтобы создать у края левого глаза теневое пятно. Именно оно позволяет Джоконде стрелять глазами.

Кстати, этим же самым приемом пользуются дамы каждое утро, когда красятся перед зеркалом: стрелки, нарисованные в уголках глаза, зрительно изменяют его форму.

После да Винчи оптические эффекты в живописи и фотографии использовали многие. Например Сальвадор Дали. Но вряд ли кто-то из них мог сравниться в этом искусстве с основателем жанра. Когда "Мону Лизу" подвергли рентгенологическому исследованию, выяснилось, что да Винчи был способен наносить множество слоев краски и лака (их сочетание давало глубину и объем) толщиной в пару микрон, но при этом общий красочный слой не превышал 30 - 40 микрон!
рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка