ТОП-7 поразительных фактов о времени

Земля вращается все медленнее, поскольку ее «тормозит» лунная гравитация. Фото: portalsafety.blogspot.com

Сайт "Популярная механика" собрал 7 поразительных фактов о времени.

1. Когда-то один год на Земле длился 486 дней

Это было примерно 800 миллионов лет назад, до зарождения древней жизни, в эпоху самого масштабного оледенения Земли. Сотни миллионов лет спустя, уже в эпоху динозавров, год сократился до 370 суток. Сейчас он, как вы знаете, составляет 365 дней.

Что же происходит? А то, что Земля вращается все медленнее, поскольку ее "тормозит" лунная гравитация. В итоге дни становятся длиннее (примерно на 1,7 миллисекунды за одно тысячелетие), а год — короче.

2. Момента "сейчас", на самом деле, не существует

Это наша выдумка, чтобы облегчить себе восприятие времени. Тот же Эйнштейн говорил: "Для нас, убежденных физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим — не более, чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая".

А вот иллюстрация, чтобы стало понятно. Луна, которую мы видим "сейчас", — на самом деле, изображение Луны, каким оно было 11/4 секунды назад (за это время свет от Луны достигает Земли). Солнце мы видим таким, каким оно было 81/2 минут назад. А ближайшая к Солнцу звездная система Альфа Центавра видна с Земли "устаревшей" на 4,3 года!

3. Время для всех неодинаково

Во первых, оно искажается гравитацией: чем ближе объект к гравитационному источнику (например, к центру Земли), тем медленнее идет время. Так, на высочайшей в мире горе Эверест один год на 15 микросекунд короче, чем на уровне моря.

Во-вторых, время зависит от движения объекта в пространстве. В пример всегда приводят так называемый "парадокс близнецов": если одного отправить в космический полет, а другого оставить на Земле, то для "путешественника" время будет идти медленнее, чем для "домоседа", а значит, он будет медленнее стареть. Этот эффект как раз проверяют на себе братья-астронавты Марк и Скотт Келли, ставшие героями наших поразительных историй о близнецах.

Правда, в их случае разница не будет заметна глазу. Но представьте, если бы были космические корабли со скоростью света: путешествие к Сириусу и обратно заняло бы у вас только 2,5 года, но, вернувшись, вы бы обнаружили, что все ваши ровесники на Земле стали старше на 17 лет!

4. Человек успевает прожить лишь 0,16 "космической" секунды

Да-да, по вселенским меркам, 70−80 лет пролетают даже не за секунду — за сотые доли секунды! Но пусть вас это не расстраивает: по этим же меркам, вся история человечества вплоть до наших дней запросто укладывается всего лишь… в полтора часа.

Почему именно так? Астрофизик и популяризатор науки Карл Сэйген придумал "ужать" всю историю вселенной до одного условного календарного года, чтобы любой человек мог понять, какими темпами происходило развитие. Ведь если просто сказать, что вселенная зародилась 13,7 миллиарда лет назад, а человечество — 2,8 миллиона лет назад, то мы не сможем даже представить этих гигантских сроков; для нас и 100 лет — целая вечность.

5. Самому древнему наблюдаемому объекту во вселенной 13 миллиардов лет

Это практически ровесница вселенной — самая древняя и самая далекая галактика от Земли из всех известных человечеству. z8 GND 5296 была обнаружена в 2013 году в созвездии Большой Медведицы. А значит, только сейчас, через 13 миллиардов лет, ее свет, наконец, достиг Земли!

6. Самый древний объект на Земле — вот этот кристалл циркона возрастом 4,4 миллиарда лет

Его извлекли из земной коры в Австралии, получив, таким образом, один из первых твердых объектов нашей планеты, когда она перестала быть огненным шаром, покрытым океаном магмы.

7. Все мы находимся во власти временных иллюзий

Бывает множество ситуаций, когда наше восприятие времени искажается. Время может замедляться, ускоряться, останавливаться, а то и вовсе идти "задом наперед". Вот только некоторые распространенные иллюзии.

Каппа-эффект- когда восприятие времени искажается расстоянием. Например, если несколько фонариков расположить на разном расстоянии друг от друга и включать через одинаковые промежутки времени, то вам будет казаться, что фонарики, которые ближе друг к другу, включаются "быстрее", чем те, между которыми расстояние больше.

Или другой пример. Если две разные дистанции преодолеть за равное время, то та, что была длиннее, покажется вам более долгой, чем та, что была короче.

Хроностазис — ощущение застывшего времени. Это случается, когда ваш мозг сталкивается с принципиально новым явлением или задачей и на секунду как бы "столбенеет".

"Эффект диковинки" — иллюзия замедления времени, когда на фоне привычных и знакомых вещей вы вдруг видите или слышите что-то необычное. В этих случаях ваш мозг обрабатывает новую информацию чуть дольше, и в итоге вам кажется, что время замедлилось. Например, прыжок с парашютом или на "тарзанке" покажется вам более затяжным, чем на самом деле.