Покрывало Украину. Почему исчезло крупнейшее озеро

Фото: Getty Что известно о древнем озере Паратетис

Около 34 миллионов лет назад на Земле сформировался гигантский водоем, простиравшийся от Альпийских гор до Аральского моря в Центральной Азии.

Международная группа ученых исследовала геологию и условия существования самого большого озера в истории Земли, которое простиралось от Альпийских гор до Аральского моря в Центральной Азии.
В этом огромном водоеме под названием Паратетис появились виды, каких не было больше нигде, в том числе, самые маленькие в мире киты. Корреспондент.net рассказывает, как он появился и почему погиб.

Дом для миниатюрных версий животных

Когда 12 миллионов лет назад столкнулись литосферные плиты, они не только создали новые горы в Центральной Европе. Они сформировали самое крупное озеро в мире Паратетис.
Два новых исследования показывают, как оно приобрело свои очертания и как изменения в окружающей среде дали толчок появлению слонов, жирафов и прочих млекопитающих, до сих пор живущих на нашей планете, пишет журнал Science.
В зависимости от периода и подхода к исследованиям, ученые называют этот водоем то океаном, то морем, то озером. Паратетис появился 34 миллиона лет назад. 14-10 миллионов лет назад Паратетис замкнулся и превратился в изолированное Сарматское море (от Австрии до Туркмении, затрагивая южную часть территории Украины).

Паратетис
Чтобы воссоздать временную шкалу, палеоокеанограф Дэн Палчу из Университета Сан-Паулу вместе с коллегами собрал сведения из геологических и палеонтологических источников.
Когда это древнее море занимало максимальную площадь в 2,8 миллиона квадратных километров, оно простиралось от восточных Альп до сегодняшнего Казахстана. Это больше сегодняшнего Средиземного моря, отмечают ученые в журнале Scientific Reports.
По их оценкам, когда-то это озеро содержало 1,77 миллиона кубических километров воды, что в десять раз больше сегодняшнего объема всех пресных и соленых озер, вместе взятых.
Но из-за климатических изменений озеро за пять миллионов лет своего существования существенно уменьшалось в размерах как минимум четыре раза. В период 7,65-7,9 миллиона лет тому назад уровень воды в озере упал на 250 метров.
Геомагнитная катастрофа. Что убило неандертальцев
За этот самый длительный период усыхания озеро потеряло треть своей воды и более двух третей площади. Из-за этого в его центральном бассейне, совпадающем по очертаниям с сегодняшним Черным морем, резко вырос уровень солености.
Если до наступления периода усыхания соленость Паратетиса была в три раза ниже, чем в сегодняшних океанах, то после него она сравнялась с этим уровнем.
Из-за таких изменений вымерли многие водные биовиды, в том числе многочисленные виды одноклеточных водорослей и прочие маленькие свободноплавающие организмы. Те создания, которые могли выжить в соленой воде, включая некоторых моллюсков, заселили озеро, когда его размеры в более влажные времена снова стали увеличиваться, рассказывает Палчу.
Вскоре Паратетис стал домом для огромного разнообразия моллюсков, ракообразных и морских млекопитающих животных, каких не было больше нигде в мире.
Многие из живших там китов, дельфинов и тюленей были миниатюрными версиями видов, населявших открытые моря, рассказал эволюционный биолог Павел Гольдин, работающий в Институте зоологии имени Шмальгаузена при Национальной академии наук Украины и не участвовавший в этой работе.
Один из видов, трехметровый Cetotherium riabinini, был на один метр короче сегодняшнего дельфина-афалины, являясь самым маленьким китом, найденным в отложениях. Карликовость наверняка помогла этим животным приспособиться к условиям усыхавшего Паратетиса, говорит Гольдин.
Вызвавшие сокращение озера климатические изменения также повлияли на эволюцию сухопутных животных, говорит эволюционный биолог из Тюбингенского университета Мадлен Беме. Когда уровень воды понизился, новые прибрежные районы превратились в травяные угодья, став очагом эволюции.

Кит, живший в Паратетисе
Недавно Беме с коллегами изучила геологические материалы из западного Ирана, где осадочные отложения повторяли долговременные изменения климата.
Ископаемые находки показывают, что в районах к северу от Паратетиса рядом с примитивной антилопой паслись предки современной овцы и козы. А к югу от озера, где сегодня находится западный Иран, в изобилии водились прародители современных жирафов и слонов.
6,25-8,75 миллиона лет тому назад было четыре продолжительных сухих периода, и скорее всего, погодные условия вынудили этих животных мигрировать на юго-запад в направлении Африки, написали в прошлом месяце Беме и ее коллеги в издании Communications Earth & Environment.
Там они эволюционировали, произведя на свет большое разнообразие животных, которыми сегодня славится африканская саванна.
А Паратетису была уготована более печальная судьба. Озеро прекратило свое существование 6,7-6,9 миллиона лет назад, когда из-за эрозии в его юго-западной части возник выход для воды.
Это русло, скорее всего находящееся под Эгейским морем, дало начало короткой реке, которая со временем дошла до Средиземного моря. Но как говорит Палчу, это массивное озеро все же прокричало свое последнее ура. Вытекавшая из него вода на пути в море создала "впечатляющий водопад".
Напомним, что в далеком прошлом Земли появлялись и исчезали не только водоемы, но и суперконтиненты. Сегодня ученые считают, что они формируются в соответствии с определенными циклами и предсказывают, когда и где может образоваться новый суперконтинент. Об этом в материале Земля меняется.
По материалам: ИноСМИ