В Лаосе обнаружили следы астероида, упавшего 780 тысяч лет назад

Фото: pixabay.com Ученые нашли в Лаосе следы крупного астероида

Космическое тело оставило на Земле след в виде кратера диаметром примерно в 20 километров.

На территории Лаоса обнаружили следы гигантского двадцатикилометрового кратера, возникшего около 780 тысяч лет назад в результате падения крупного астероида. Выводы ученых 30 декабря опубликовал журнал PNAS.

Отмечается, что недра и поверхность Земли, в отличие от Луны, Марса, Меркурия и других миров внутренней Солнечной системы, не являются неизменными. Они постоянно обновляются, поэтому на нашей планете почти нет следов падения даже самых крупных астероидов, способных уничтожить жизнь.

Это мешает ученым понять, как падения космических тел могли влиять на формирование и эволюцию жизни, а также как часто это происходило.

По этой причине открытие новых кратеров − большое событие для геологов.

В конце 1930-х годов на берегах Австралии и стран Юго-Восточной Азии обнаружили отложения из так называемых тектитов − каплеобразных камней, возникающих предположительно в результате падения крупных астероидов.

Залежи подобных осколков пород, выброшенных с поверхности Земли после удара метеорита, были впоследствии найдены на по всей Евразии. В общей сложности они покрывают от 10 до 30% от общей площади планеты.

Десятилетия поисков не помогли геологам выяснить, где именно упал "прародитель" этих залежей и какими размерами обладал.

Установлена лишь примерная дата падения астероида − 780 тысяч лет назад, а также около 20 мест, которые подходят на роль кратера.

Профессор геохронологии из Университета штата Висконсин Брэд Сингер и его коллеги нашли ответ на этот вопрос, воспользовавшись подсказками из космоса.

Они не стали проводить раскопки или искать частично стершиеся следы кратеров, а проанализировали то, как распределены гравитационные аномалии по территории Азии.

Формирование кратера и заполнение легкими осадочными или тяжелыми вулканическими горными породами должно было породить особые искажения в гравитационном поле Земли.

Руководствуясь этой идеей, ученые начали искать подобные аномалии и изучать состав пород на их территории. Поиски указали на существование кратера диаметром примерно в 20 километров на юге Лаоса, на территории плато Болавен, заполненного лавой и обломками осадочных пород.

Анализ его содержимого показал, что он состоит из тех же минералов, что и тектиты, а неподалеку от кратера ученые обнаружили следы пород, деформировавшихся в результате мощного удара.

Геологи полагают, что дальнейшее изучение кратера поможет выяснить, какими размерами обладал породивший его астероид, а также с какой скоростью и под каким углом он упал на Землю.

Все это впервые позволит точно оценить роль падения небесного тела в расселении древних прямоходящих людей (Homo erectus) по Азии, чьи древнейшие останки относятся к той же эпохе, что и катастрофа.

В Британии обнаружен огромный астероидный кратер

Ранее сообщалось, что в Китае нашли древний метеоритный кратер диаметром 1850 метров.