История на лопате: чем живёт современная археология в Украине (фото)

В сентябре-октябре у археологов закончился полевой сезон, сейчас они изучают добытые обломки истории. В этом году ученые порадовали: на Полтавщине, которую раскапывали особенно активно, отыскали скифское золото: в разграбленном кургане на территории Бельского городища скрывалось более 30 ювелирных украшений, которым как минимум 2700 лет! А в Горишних Плавнях вскоре обнаружили массу керамики и бытовой утвари IV века до н. э., доменную печь для плавки железа из болотной руды — редкая находка. В Балаклее удачно раскопали казацкое поселение, а на Львовщине — ткацкий станок 2000-летней давности. Ученые уверяют: в Украине еще копать не перекопать, были бы средства.
НА РАСКОПКИ БЕРУТ МАГНИТОМЕТРЫ, ДРОНЫ И НЕМЦЕВ
Экспедиция в поле на околице села Майданецкое — это два раскопа, примитивный столик на колышках с лавками под тентом, и инструменты. Жилье археологи сняли в соседнем селе. "Лучше бы разбить лагерь и не терять время на дорогу", — считает геофизик, будущий аспирант Анатолий Чернов. Его задача — таскать по полю от колышка к колышку приборчик, напоминающий пылесос, которым измеряется напряженность магнитного поля. Одной рукой он тащит "пылесос", другой держит ноутбук, в который поминутно вносит данные, сверяется. Параллельно с этой космической техникой экспедиция использует широкий ассортимент лопат и лопаток, щеточек и шпателей. Весь раскоп утыкан мелкими табличками с обозначениями и цифрами, и поделен на условные квадраты, по которым ходят босиком, боясь повредить ценности. Участники экспедиции долго и тщательно измеряют, фотографируют, заносят данные в журналы — процесс сложный и неточности не терпит. Так, мою попытку поднять с земли один из черепков моментально пресекли и бережно уложили обломок обратно: местоположение каждого фрагмента важно, из них предстоит собрать сложнейший паззл. Археология — это не столько копать и очищать, сколько умение думать, воображать и мысленно проектировать.
Магнитометр