Коллапс огромных облаков космического газа может привести к "рождению" сверхмассивных черных дыр

Зародыш черной дыры

В центральной части многих галактик, включая и галактику Млечного Пути, находятся сверхмассивные черные дыры, масса которых в миллионы и миллиарды раз превышает массу Солнца. То, как эти черные дыры умудрились стать такими "монстрами", является загадкой для ученых-астрономов, хотя у них имеется несколько предположений на этот счет. Одна идея заключается в том, что за все время существования черная дыра постепенно набирает массу, высасывая как пылесос огромное количество газа и другой материи из окружающего пространства. Второе предположение заключается в том, что сверхмассивные черные дыры получаются в результате столкновения и слияния черных дыр меньших размеров.

При помощи данных, собранных тремя космическими телескопами, ученые-астрономы обнаружили еще один вероятный сценарий развития событий. "Мы нашли доказательства тому, что зародыши будущих сверхмассивных черных дыр могут сразу формироваться в результате коллапса гигантского облака космического газа или пыли минуя все промежуточные этапы" - рассказывает Фабио Пакуччи (Fabio Pacucci), итальянский ученый-астроном.

"В мнениях ученых по поводу процессов роста сверхмассивных черных дыр существует множество противоречий" - рассказывает Андреа Феррара (Andrea Ferrara), еще один итальянский астроном, - "Некоторые из ученых считают, что сверхмассивные черные дыры сразу возникают большими и вытягивают материю из окружающего пространства "нормальными" темпами. Мнение других ученых совершенно противоположное, они предполагают, что черные дыры имеют сначала небольшие размеры и массу, но они поглощают материю быстрыми темпами и в больших количествах, благодаря чему они за короткое время превращаются в "монстров". И наши дальнейшие наблюдения, как я надеюсь, расставят все точки над "i"".

Используя данные компьютерного моделирования и данные, полученные при помощи космических телескопов Hubble, Chandra и Spitzer, ученые обнаружили сразу двух "зародышей" будущих сверхмассивных черных дыр. Профили излучения красного и инфракрасного света, полученные телескопами Hubble и Spitzer, и рентгеновского излучения, полученные рентгеновской обсерваторией Chandra, полностью соответствуют данным, полученным в результате расчетов математических моделей процесса коллапса газопылевых облаков. Расстояния, на которых находятся эти "зародыши", говорят о том, что они сформировались еще тогда, когда возраст Вселенной составлял приблизительно один миллиард лет.

"Следующими нашими шагами станет сбор большего количества данных касательно этих двух интригующих космических объектов" - пишут представители НАСА в пресс-релизе, - "Кроме этого, мы собираемся провести анализ уже имеющихся у нас данных и собрать дополнительные данные, которые помогут нам найти другие черные дыры, образовавшиеся не в результате взрывов звезд, а в результате коллапса больших скоплений материи".