На минувшей неделе международная команда, в которую вошел украинский специалист, отправилась на один из самых удаленных от цивилизации островов в Тихом океане
— Австралия, которой принадлежит Херд, всячески ограничивает доступ людей на этот остров, чтобы сберечь в первозданном виде его девственную природу, — говорит путешественник и радиолюбитель из Киева 50-летний Вадим Ивлев (на фото). — В последний раз австралийские власти разрешили провести научную экспедицию на острове Херд в далеком уже 1997 году.
Чтобы участники экспедиции на своей одежде, обуви, палатках и других вещах не занесли на остров Херд семена растений из других уголков Земли, австралийские власти наняли специальную фирму, которая проведет фитосанитарный контроль багажа, одежды нашей команды. Более того, нам рекомендовали взять с собой по несколько комплектов носильных вещей, обуви и менять их при переездах из одной части Херда в другую. Это нужно для того, чтобы семена растений и микроорганизмы не кочевали по острову на наших вещах. Я еду туда с двумя комплектами новой зимней одежды и двумя парами ботинок.
Признаться, не все члены нашей команды были в восторге от того, что нужно потратить значительные суммы на новые дорогостоящие куртки, штаны, свитера, обувь, ведь у каждого есть вполне пригодные вещи. Ученые шутили, что просто нашьют на них новые бирки.
Набор продуктов питания, которые разрешено взять с собой, также ограничили, чтобы на остров не попали «посторонние» семена растений.
На Херде много мест, где не ступала нога человека. В минувшие века на его берегах изредка делали остановки китобои, которые вели промысел в океане. В 1947 году Австралия организовала первую зимовку своих ученых на этом острове, тем самым закрепив свои права на него. Участники той экспедиции стали национальными героями.
— Как вы попали в экспедицию «Остров Херд-2016»?
— Меня пригласил один из ее организаторов — новозеландский ученый, с которым я давно знаком. Подготовка длилась три года. За это время я сконструировал телескопическую антенну высотой 24 метра (как у девятиэтажного дома), ведь моей задачей будет поддержание связи с радиолюбителями из всех уголков мира. Кстати, многие из них тратят на свое увлечение солидные деньги. Антенное хозяйство некоторых радиолюбителей столь велико, что для его размещения выделяются площади в несколько квадратных километров. Технический уровень аппаратуры зачастую под стать новейшим армейским образцам. В письмах радиолюбители из разных стран подчеркивают, что благодаря нашей экспедиции это, возможно, последний в их жизни шанс провести сеанс связи с Хердом, ведь неизвестно, когда правительство Австралии разрешит в следующий раз отправить туда исследователей.
У меня на работе есть лаборатория, где мы вместе с коллегой изготовили антенну, которую я придумал для работы на острове. Испытывал ее в течение года. Антенна оправдала мои ожидания. Она крепится с помощью пяти ярусов растяжек, рассчитана на то, чтобы устоять при ветре скоростью сто километров в час. Это весьма актуально, ведь в широтах, в которых расположен Херд, очень сильные ветра.
— Как далеко Херд находится от Антарктиды?
— В 1600 километрах от нее. Климат на острове Херд субарктический: холодно, значительная часть поверхности покрыта ледниками, нет деревьев и кустарников — только мхи и травы. Зато есть вулкан, из которого то и дело извергается лава. На острове гнездится большое количество птиц, в том числе пингвинов, живут морские котики, в прибрежных водах можно увидеть косаток и китов. Глобальное потепление в тех широтах происходит гораздо быстрее, чем в других областях планеты, поэтому в программе экспедиции особое внимание будет уделяться исследованиям последствий повышения температуры.
В нашу команду включены вулканологи, гляциологи (специалисты по изучению льдов), метеорологи, биологи из США, Австралии, Швейцарии. Из Украины я один. Всего нас 14 человек. Кстати, изначально планировалось, что в экспедицию отправятся сыновья всемирно известных путешественников: исследователя океанов француза Жака-Ива Кусто — Жан-Мишель — и альпиниста, который первым поднялся на высочайшую гору мира Эверест, новозеландца сэра Эдмунда Хиллари — Питер. Однако они отказались (обоим уже более 70 лет), но остались в оргкомитете, в который входят около тысячи человек. Проект подержали ряд ведущих производителей научного оборудования и средств связи. Например, мы сможем пользоваться спутниковыми телефонами и Интернетом. Спонсорами экспедиции стали около 600 человек.
— Какой бюджет экспедиции?
— Около 400 тысяч долларов. На остров нас доставит небольшое новозеландское судно, затем мы высадимся на берег на моторных лодках «Зодиак». Судно останется у берегов Херда до окончания экспедиции.
Жить будем в просторных разборных модулях, которые надуваются за 15 минут. Они разработаны американскими специалистами. Берем с собой два таких модуля — один жилой, второй рабочий. Электричество будем получать от дизель-генератора.
— Чем вы занимаетесь в обыденной жизни?
— Работаю в бизнесе, связанном с электроникой. Знаете, радиоделом занимаюсь с седьмого класса: вначале посещал кружок, затем — радиоклуб. Поступил в Киевское высшее инженерное радиотехническое училище противовоздушной обороны, затем учился в аспирантуре. С 1994 года занимаюсь бизнесом. Кроме радиодела, увлекаюсь путешествиями и яхтенным спортом.