Ян Бонд. Фото: "Сегодня"
Европейские эксперты и политики прямо говорят, что Украина не уделяет должного внимания продвижению своих интересов в ЕС. К примеру, о деле Надежды Савченко британский BBC заговорил лишь в последние пару дней. Медлит Украина и с выполнением "домашних заданий" для получения безвизового режима и очередного транша МВФ. На решение Фонда во многом влияет острый политический кризис, в котором страна варится уже несколько месяцев. Он влияет и на конфликт на Донбассе: Запад видит, что в Украине процветает коррупция, поэтому хочет ослабить санкции против России и вернуться к business as usual. Обо всех этих проблемах, а также о судьбе британского референдума по выходу из ЕС корреспондент "Сегодня.ua" поговорила с директором по внешней политике лондонского Центра европейских реформ (CER) Яном Бондом. До перехода в экспертную среду Ян Бонд провел 28 лет на дипслужбе, в том числе в Вашингтоне (2007-12), был послом Великобритании в Латвии (2005-07), работал в Вене как замглавы британской делегации в ОБСЕ (2000-04). До этого успел поработать в Москве (1993-96) и в штаб-квартире НАТО (1987-90).
- Как думаете, Савченко отпустят?- Очень сложный вопрос для ответа отсюда (из Англии – Авт.). Скорее всего, наиболее вероятный выход – это обмен (Савченко – Авт.). Ее, конечно, должны отпустить. Во-первых, Савченко незаконно задержали. Во-вторых, ее не должны судить как преступницу. В-третьих, она служит в ВСУ, задействованых в конфликте, так что с ней нужно обращаться согласно Женевской конвенции (об обращении с военнопленными).
- Что в Британии думают о деле Савченко?- Среди людей, которые интересуются Украиной, много обеспокоенности этой ситуацией. Я должен сказать, что на сегодняшний день этот вопрос не в топе списка вопросов внешней политики. Много разговоров из-за референдума о взаимоотношениях с ЕС и потока беженцев в Средиземном море. Знаете, последние день-два ВВС начало показывать сюжеты о деле Надежды Савченко.
- Какова, по Вашему мнению, судьба "списка Савченко" авторства 57 евродепутатов?- Я бы выступил в пользу введения персональных санкций против людей, которые принимали непосредственное участие в задержании и судебном преследовании Надежды Савченко. Я поддерживаю так называемый европейский "список Магнитского", который направлен на соблюдение прав человека в России. То, как обращаются с Надеждой Савченко также должно привести к дополнительным санкциям.
- Первый в этом списке Владимир Путин, что уже ставит под вопрос судьбу "списка Савченко", поскольку санкции по международным законам не могут применяться к действующим президентам.- Это очень интересный вопрос. Действительно, он имеет суверенный иммунитет (от санкций – Авт.) – это правда. Теоретический путь, с помощью которого суверенный иммунитет может быть снят, – если дело пойдет в Международный уголовный суд. Но Совет безопасности ООН должен будет это одобрить, а у России там есть право вето. Честно говоря, дело против него (Путина – Авт.) и не попадет в Международный трибунал, пока он и его соратники контролируют Россию. Но мы помним судебный процесс над Слободаном Милошевичем (бывшим президентом Югославии – Авт.) в Гаагском трибунале. Он стал возможен только после смены режима (в этой стране – Авт.). А в случае с Россией это долгий путь. Факт, что вы не можете включить Путина в санкционный список. Но это не значит, что вы не можете включить в этот список других людей,