Старикам не хватает денег. Фото: AFP
В Министерстве социальной политики Украины озадачились так называемым "пенсионным туризмом", который процветает на территориях, неподконтрольных украинским властям. Речь идет о пенсионерах, которые зарегистрировались как внутренне перемещенные лица, переоформили пенсии на свободных территориях – и при этом вернулись жить обратно в оккупированные боевиками так называемых "ДНР-ЛНР" города и села. Периодически старики ездят снимать свои пенсии в банках, расположенных за линией разграничения или просят знакомых обналичить банковскую пенсионную карту. Сегодня.ua выясняла, как выживают донецкие старики на свои пенсии.
Кто такие "жители ДНР"?Как заявил министр соцполитики Павел Розенко, "пенсионный туризм" – грубое нарушение законов. "Такие случаи есть и они массовые. Поэтому у нас идет активное сотрудничество с СБУ по перекрытию схем незаконного получения пенсий и других соцвыплат", – сказал министр. Уже известно о 150 тысячах пенсионерах, которым прекратили выплачивать пенсии на том основании, что они не проживают по указанному ими месту.
"В постановлении Кабмина четко указано, что на утвержденных справках Государственная миграционная служба должна проставлять штамп о проживании человека по конкретному адресу. Это не ограничение прав человека. Если вам не нужна соцпомошь – пожалуйста, не регистрируйтесь. А если претендуете на нее, что мы должны знать, что помощь получают переселенцы, а не жители "ЛНР/ДНР", – подытожил чиновник.
"Кого он называет жителями ЛНР/ДНР"? – интересуется пенсионер из Донецка Владимир Николайчук. – В законе есть такое определение? У нас что, паспорта "ДНР" или все-таки Украины? Тогда на каком основании нас осенью 2014-го года лишили законных пенсий?"
Фото: Соцсети
Еще свежи в памяти донецких стариков позапрошлогодние октябрь-ноябрь, когда все банки в шахтерской столице дружно захлопнули двери, оставив стариков с бесполезными кусочками пластика на руках. Не приходили пенсионные деньги и в почтовые отделения.
"Мы звонили в банки и в Пенсионный фонд. Нам сказали "Просто надо перебранчевать ваши банковские карты. То есть просто переоформить их на подконтрольных территориях. Тогда на них будут приходить наши пенсии. И не обязательно тогда было указывать, переселенец ты или нет, – рассказала Сегодня.ua пенсионерка из Донецка Елена Маннова. – А старики, которые не знали, что им делать, дневали и ночевали под банками, думали, что может, отдадут деньги. Но тогда уже боевики стали приходить и разгонять их, говорили "Все, денег здесь нет и не будет, идите домой!" Старенькие бабульки плакали навзрыд, спрашивали: "Как жить?"
Рады бы выехать, да некудаПосле появления новых правил игры – оформление статуса ВПЛ, штампы миграционной службы о новом месте проживания и др. – ситуация получила ровные очертания. Ровные – насколько возможно в сложившихся обстоятельствах. "Болеющие, немощные старики остались в Донецке и никуда не выезжали. У них не было сил, денег, детей, чтобы помочь. Им помогали все кто мог. Неужели смерть стариков от голода на улице лучше, чем "пенсионный туризм"?" – удивляется дончанин Константин Ярмоленко.
Правозащитники в один голос говорят о прямых нарушениях Конституции в отношении донбасских стариков. "Статья 46 Конституции Украины гласит: "Граждане имеют право на социальную защиту… Пенсии, другие виды соцвыплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни, не ниже прожиточного минимума, установленного законом". Никаких сносок, никаких уточнений по поводу перемещенных лиц, – говорит юрист Наталья Удовенко. – Проверки миграционной службы, которые должны выявлять, живет человек по указанному адресу, или нет, я бы назвала не имеющими ничего общего с законом. Отсутствие людей по данному адресу может быть объяснено тысячью причин, но прислушается ли к ним миграционная служба?"
Очереди на блокпостах. Фото: Соцсети
Пенсионеры говорят: рады бы были выехать и поселиться на подконтрольных территориях – да вот только условий для этого государство не предоставило. "Общежития заняты семьями, снимать квартиру на пенсию нереально – как нам быть? – говорит дончанка Валентина Рысик. – Я в собесе и пенсионном фонде города, где переоформляла пенсию, так и сказала: "Мне ничего не надо, только пенсию свою получать. Не надо других денег, не буду я койку чью-то занимать – я в Донецк вернусь. И девочки-сотрудницы меня поняли и поддержали. Потому ситуация двоякая. И раз в месяц-два мне легче приехать и снять с банкомате свои деньги, чем жить неизвестно где и как".
Схожая ситуация и с так называемыми регрессами (ежемесячными страховыми выплатами в связи с утратой профессиональной трудоспособности). "Процесс оформления регресса похожий, только справку переселенца относишь не в пенсионный фонд, а фонд социального страхования. Лично у меня есть проблемы с выездом, не позволяет здоровье, но я знаю ребят, которые по 20-30 тысяч гривен получали долгов", – говорит бывший шахтер Алексей Захаров
Не допустить дискриминации людейВолонтеры благотворительного фонда "Восток SOS" также напомнили, что "пенсионный туризм" вырос после появления непреодолимых препятствий для стариков, которые не могли получить свои назначенные законом пенсии. "Взятие на учет временно перемещенного лица требуется для получения любой социальной помощи, административной услуги, открытия счета в банке, даже получения медицинской помощи на подконтрольной Украине территории. Так что обязанность государства – обеспечить реализацию прав, а не создавать дополнительные проблемы гражданам Украины", – заявили в штабе волонтеров.
Эксперт коалиции патриотических сил Донбасса, руководитель направления "Адвокаты" Донецкой областной организации "Комитета избирателей Украины" Татьяна Дурнева считает, что Украина не должна дожидаться возвращения под свой контроль оккупированный территорий, а уже сейчас заниматься механизмом реинтеграции граждан, живущих на Донбассе. "Необходимо гарантировать людям основные права, в частности: разработать механизм сохранения трудового стажа и начисления пенсий гражданам Украины, которые обеспечивали жизнедеятельность своих городов. Это касается работников коммунальных предприятий, учреждений здравоохранения и так далее. Разработать Государственную программу всесторонней реинтеграции граждан, создав условия для недопущения дискриминации ни в одной из сфер экономической, социальной, культурной и политической жизни", – подчеркнула Татьяна Дурнева.
Фото: AFP
"Лучше я заберу"Пока же в сторону пенсионеров с оккупированного Донбасса летят упреки, мол, получают две пенсии от Украины и т.н. "ДНР" и живут чуть ли не припеваючи. "Ту пенсию, которую выдают в "ДНР", я даже пенсией не считаю. Это мизерная компенсация из России за те условия жизни, в которых мы сейчас оказались. Скрывать не буду – получаю украинскую пенсию, и раз в месяц получаю выплаты от "ДНР". Сперва думал вообще с ними дел не иметь, а потом подумал: лучше я заберу эти деньги, чем на них купят оружие для боевиков", – рассказал пенсионер из Донецка Сергей Кулиш.
Сгорание пенсий через два месяца, если владелец не забрал свои деньги – типично донецкая новинка пенсионного обеспечения. "Пенсию нужно забирать минимум раз в два месяца. Если два месяца не забирать – деньги на карточке "сгорают". А вот забрать эти деньги – тоже довольно хлопотное дело. Они (Банк т.н. "ДНР". – Ред.) свои банкоматы сделали, но в них постоянно нет денег. А еще недавно позакрывали несколько в центре города. Тогда приходится идти в отделение и нужно отстоять очередь по несколько часов. Бывало и такое, что полочереди не прошло, а кассирша говорит: "Деньги закончились!" и тогда люди ворча, разбредаются", – сетует донецкая пенсионерка Ирина Колосова, и добавляет, что пенсионеров в обязательном порядке заставляют оформлять банковские карточки в так называемом финучреждении "ДНР".
Фото: Соцсети
Несмотря на введение пластиковых банковских карт для пенсий, старики продолжают приходит в отделения банков к 6-7 часов утра, чтобы, выстояв очередь, забрать свои крохи. Сами банковские служащие утверждают, что выдают не пенсии, а денежную помощь.
"В принципе, в законе нет статьи, запрещающей получать денежную помощь. Тут момент, скорее, морально-этический. Но от лишних денег никто никогда не отказывается. Попрекать стариков этим нельзя. При украинской пенсии в полторы тысячи гривен они сверху получают еще три тысячи рублей. Сильно ли они шикуют при тамошних ценах в Донецке? – говорит правозащитник Наталья Удовенко. – Я бы оставила стариков в покое. Если Украина озабочена законностью в отношении внутренне перемещенных лиц, то я бы посоветовала обратить внимание на торговлю справками ВПЛ и украинскими паспортами. Особенно, если фамилии покупателей хорошо известны военным и Службе безопасности Украины – боевики, которые пытаются легализироваться в нашей стране. Вот это действительно угроза, а не несчастные пенсионеры-"туристы".