Год назад "Нормандская четверка" договорилась об имплементации закона об особом статусе Донбасса. Фото: AFP
Ровно через две недели мы будем "отмечать" годовщину подписания вторых Минских соглашений. Красивый мирный план Порошенко поспособствовал установлению относительного затишья на Донбассе, но обернулся для Украины политической ловушкой: Запад и Россия требуют принятия конституционных поправок с так называемым особым статусом Донбасса, но сам Кремль и поддерживаемые им боевики за год не выполнили ни единого пункта "Минска-2". Наш президент заявляет, что 2016-й станет годом возвращения Донбасса под крыло украинской юрисдикции. Можно сколько угодно рассуждать на тему скорого краха России из-за санкций и больших расходов на военную операцию в Сирии. Но точной даты, когда это произойдет, и произойдет ли вообще, никто не знает. Тем временем давление на Украину усиливается. Боевики и Россия выдвигают все новые и новые требования, а Париж и Берлин пожимают плечами, кивая в сторону принятия Украиной Конституции во втором чтении.
ЧТО ДЕЛАТЬ? В понедельник в Берлине Петр Порошенко встретится с канцлером Германии Ангелой Меркель. Официально о теме переговоров пока не говорят. Но можем предположить: накануне начала "следующей очередной сессии", которая, по новому регламенту, теперь "любая следующая сессия", не обязательно очередная, Киев и Берлин должны сверить часы выполнения Минских соглашений. Точнее, необходимости принятия Киевом поправок в Конституцию.
"Верховная Рада должна принять эти изменения с пунктом 18 переходных положений. Там, подчеркиваю, записан не особый статус, а "особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Этот особый порядок запускается отдельным законом и только, когда Россия и боевики выполнят часть своих обязательств. В противном случае летом санкции продлят. Нужно еще раз показать миру, что Украина выполняет Минские соглашения, а Россия – нет", – сказал Сегодня.ua один из высокопоставленных источников в МИДе.
Правда на вопросы о том, можно ли считать потениальное окончательное принятие изменений в Конституцию подарком к переговорам лидеров "нормандской четверки" во Франции в феврале наш собеседник уклонился. А ведь глава МИДа Павел Климкин анонсировал такую встречу. И Петру Порошенко на этих переговорах очень нужны дополнительные козыри в рукаве. И таковыми могли бы стать принятые парламентом конституционные изменения. Ведь уже и регламент изменили, чтобы выиграть время для голосования, и в Конституционный суд обратились с просьбой разъяснить: можно ли считать "следующую очередную сессию" любой следующей сессией, не обязательно очередной. И решение мы услышим сегодня.
Но 300 голосов под куполом как не было, так и нет. И разница в подходах к толкованию "следующей очередной сессии" это не изменит. Уже точно не дадут голоса "Самопомич" и "Радикальная партия". Для них это принципиальный вопрос. С "Народным фронтом" ситуация неоднозначная.
"Еще раз напоминаю позицию НФ: мы дадим более 80 голосов при условии выполнения страной-агрессором Минских соглашений: прекращения огня, выведения оккупационных войск, восстановления контроля над границей", – сказал Сегодня.ua глава фракции НФ Максим Бурбак.
Если бы скандал между БПП и НФ не перерос в настоящую войну, возможно, большая часть "фронтовиков" и дали бы голоса за децентрализацию. Но сегодня они выступают за референдум, а БПП может рассчитывать в лучшем случае лишь на их 10-15 "за". Ситуацию может спасти четкое обещание Банковой сохранить за премьером Арсением Яценюком и его главой МВД Арсеном Аваковым их кресел. Но тут, как говорят, стенка на стенку. Против – "Батькивщина" и "Самопомич". Да так против, что готовы пойти на перевыборы. Но политика, как известно, искусство компромисса. Сейчас Банковая и коалиция на старте "премьериады". Как говорил нам нардеп от БПП Вадим Денисенко, "в ближайшие пару недель в информпространство будет вбрасываться много фейков". Но Конституцию во втором чтении будут пытаться протянуть. Иначе бы не меняли регламент и не обращались в Конституционный суд. Но даже если руководствоваться логикой нашего высокопоставленного источника в МИДе, который утверждает, что никакого особого статуса Донбасса в Конституции нет, почему же все так противятся принятию поправок?
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. В беседе с Сегодня.ua представитель Украины в политической подгруппе на переговорах в Минске Роман Бессмертный искренне удивлялся, почему СМИ и политики так много внимания уделяют пункту 18 переходных положений проект Конституции. "Я ни разу не слышал, ни от российской стороны, ни от представителей ОРДЛО о том, что их устраивает пункт 18. Они всегда требовали новой редакции и говорили, что минский комплекс мер предусматривал согласование с ними (конституционных изменений – Авт.), а вы, видите ли, не согласовали, поэтому мы априори не можем принять все, что вы там предлагаете", – сказал нам Бессмертный.
Буквально через пару дней его слова нашли подтверждение в заявлении полпреда РФ на переговорах в Минске Бориса Грызлова: "Голосование по Конституции Украины должно быть жестко увязано с одновременным принятием поправок в статьи 1 и 10 закона об особом статусе для придания особому статусу постоянной основы по формуле Штайнмайера (главы немецкого МИДа – Авт.). Редакция этих поправок в закон об особом статусе должна быть согласована в Минске. При этом, в Конституции нужно юридически закрепить, что полномочия избранных на выборах на Донбассе по отдельному закону лиц не будут прекращены в 2017 году, как это предусмотрено конституционной реформой для всей Украины".
В ст. 1 закона об особенностях местного самоуправления идет речь о том, что такие "особенности" регион получает на три года. А ст. 10 заключительных положений детально описывает процедуру проведения выборов на оккупированном Донбассе.
Мало того, на последнем заседании в Минске боевики выдвинули новые требования конституционных поправок. Причем эти новые требования завели и без того сложные переговоры в тупик. Оформили их красиво на А4, правда без подписей, но по пунктам:
1. закрепление в Конституции квоты представителей "ДНР" в ВР;
2. согласование всех принимаемых в ВР законов и право вето боевиков на решения Украины в области внешней политики;
3. полная амнистия;
4. предоставление широкой экономической, политической и культурной автономии Донбасса;
5. право самостоятельно формировать штат полиции, служб безопасности, судебных органов, прокуратуры, погранвойск и других учреждений без согласования с центром.
"Я сказал им, что рассматривать такие решения – это дело украинского парламента", – рассказал Роман Бессмертный.
Можно предположить, что боевики повышают ставки, ведь, по словам Порошенко, "в 2016 году должно произойти возобновление нашего суверенитета над оккупированными районами в Донецкой и Луганской областях".
Да и полной амнистии боевикам не видать. Ведь в Минских соглашениях черным по белому записана амнистия исключительно для тех, кто не совершил тяжких преступлений. Да и замглавы фракции БПП Игорь Кононенко обещал: "Если мы говорим об одиозных фигурах, которые там есть (на оккупированном Донбассе – Авт.), они хотят максимально быстро легализоваться. Наша политсила не допустит, чтобы "моторолы", "плотницкие" и другие одиозные фигуры появились в качестве депутатов местных советов Донецкой и Луганской обл. А чтобы этого не допустить, нужно провести амнистию. Есть факты конкретных преступлений. Если дойдет дело до их рассмотрения, безусловно, эти факты будут проанализированы и приняты соответствующие решения".
В ЛОВУШКЕ. Кто бы там что ни говорил, а Украине придется голосовать Конституцию с так называемым особым статусом. "Если мы возьмем Минские соглашения-2, там есть пункт 11, в котором четко предусмотрено принятие новой Конституции, в том числе в части децентрализации с учетом позиций, так называемых представителей так называемых "ДНР" и "ЛНР". То есть, изменения в Основной закон государства Украина должны быть согласованы террористами и представителями агрессора", – писала в блоге для Сегодня.ua член Венецианской комиссии (2009-2013) Марина Ставнийчук.
И по молчанию Германии, Франции и Штатов, которые подталкивают Украину к принятию конституционных поправок, можно сделать вывод, что Запад устал от России. Или же они хотят поскорее закрыть для себя украинский вопрос. "Американцам до выборов нового президента нужна какая-то история успеха. Нужно, чтобы демократы сказали: "Вот, мы сделали Россию". Потому что республиканцы их достают, что демократы ничего не могут сделать Кремлю", – считает бывший вице-премьер по вопросам евроинтеграции Олег Рыбачук.
По его словам, Петру Порошенко нужно честно сказать обществу, что мы подписали в Минске. Мнение Рыбачука разделяет и внефракционный депутат Сергей Тарута и многие другие под куполом. Но, по его мнению, Конституцию все же нужно проголосовать.
"Боевики действуют в рамках инструкций, которые они получают. Решается это не в Донецке, и не в Луганске. А решается в Москве, Берлине, Париже, Вашингтоне и Киеве. И в рамках этого формата и будут достигнуты компромисса. Если мы хотим заморозить конфликт, можем проявлять радикальную позицию. Больше всего Россия опасается, если мы возьмем и примем (Конституцию – Авт.) и загоним их в угол. В противном случае с них снимут санкции", – считает Тарута.
Неофициально французские и немецкие депутаты, которые плотно работают с Украиной, рассказали Сегодня.ua, что Европа действительно устала не столько от Украины, сколько от санкций и эмбарго. Поэтому они спят и видят, как летом антироссийские санкции если не отменят, то хотя бы частично ослабят. Но решение по санкциям будет точно политическим и явно не единогласным. А пока стороны готовятся к разработке "Дорожной карты" выполнения Минских соглашений: пункты останутся те же, а вот сроки обновят.