Директор Гуманитарного штаба Александр Вишняков. Фото: пресс-центр.
Почти 1,5 года Гуманитарный штаб Рината Ахметова помогает мирным жителям Донбасса справляться с обрушившейся на них бедой. Тем, кто остался в эпицентре боевых действий – элементарно выжить. Тех, кто осел на мирной территории региона – поддержать в новых условиях. О команде и умении слышать потребности людей, новых вызовах и решениях рассказал директор Гуманитарного штаба Александр Вишняков.
Александр, более года вы возглавляли самое крупное направление штаба – "Гуманитарная помощь". Как менялись объемы оказания помощи за это время?
В конце августа 2014 года, когда штаб отправил первую колонну на Донбасс, нашей нормой была выдача 6-ти тысяч продуктовых наборов в день. Такова тогда была потребность. Для этого нам нужно было доставить на "Донбасс Арену" продукты, разгрузить, сформировать. Все это происходило под аккомпанемент непрекращающихся обстрелов за воротами Арены. Тогда там одновременно мы могли разгружать 1 машину, сейчас – 8. Помимо разгрузки необходимо было обеспечить хранение продуктов и загрузку тех машин, которые будут развозить их в пункты выдачи. Самой важной и основной задачей было научиться формировать конвейерный сбор наборов, научиться их складировать. На стадионе это сделать было достаточно сложно, но с командой волонтеров футбольного клуба и предприятий СКМ мы выстроили, по сути, уникальную систему, которая удивляет многих представителей международных гуманитарных миссий. Со временем у нас были уже другие нормы формирования и выдачи – 10, 12, 15 тысяч наборов выживания в день.
Какие сложности существуют в работе Гуманитарного штаба на сегодняшний день?
Мы оказались ближе всех к беде и потребностям людей в продуктах, к пониманию, что происходит на Донбассе. И те сложности, которые были из-за несовершенства в правилах и законодательстве, несовершенной коммуникации между ведомствами нас не останавливали. И во всех случаях Ринат Ахметов ставил задачу – найти возможность доставить гуманитарную помощь людям. Сейчас сложностей в работе Гуманитарного штаба не стало меньше, они – другие. Та динамика оказания помощи, которую мы взяли на старте, вынуждала реагировать поправками в законы. Не всегда нас слышали, но всегда того требовали обстоятельства. Ответы на наши просьбы и пожелания не всегда приходили или приходили с большим опозданием. Идя впереди этой системы, мы понимали, что первыми выявляем и преодолеваем проблемы. На сегодняшний день остро стоит вопрос о завозе гуманитарных медикаментов на неподконтрольные территории. Мы отправили 6 писем-запросов с просьбой четко сформулировать правила ввоза и лицензирования. И это в то время, когда мы понимаем, что там тысячи людей нуждаются в элементарных препаратах. Что те лекарства, которые есть в местных аптеках, во-первых, часто не подходят хроническим больным, во-вторых, они дорогие и не все люди могут их себе позволить. Масштабы проблемы мы понимаем по количеству звонков на горячую линию штаба.
Одним из вызовов, с которым столкнулся в своей работе штаб в последнее время, стала сложная ситуация на продовольственном рынке и проблема с закупкой продуктов для наборов выживания. Как штаб работает в таких условиях?
Цены на основные продукты на рынке стремительно растут, поэтому отечественные поставщики придерживают их в расчете на максимальную прибыль. А штаб не может приостанавливать отправку и выдачу помощи сотням тысяч людей, поэтому мы ищем возможности закупить продукты заранее. Здесь нестандартная модель, поскольку штаб Рината Ахметова – это некоммерческая организация. Но она вынуждена находиться в очень тесной связке с коммерческим рынком, на котором действуют иные правила и законы, и если их не соблюдать, не получилось бы работать. Другое дело, когда договоренности идут в разрез с нашими принципами работы. Но такие ценности, как партнерство, готовность помочь и понять беду, в которой оказались люди, на мой взгляд, они везде одинаковы. И в бизнесе, и в благотворительности договоренности должны соблюдаться. Поэтому если в нашем пуле поставщиков встречается такой, который ради прибыли эти договоренности нарушает, мы прекращаем с ним любое сотрудничество. Среди наших партнеров-поставщиков очень много социально ответственных компаний, которым мы благодарны за понимание наших целей.
Последние несколько недель на пунктах пропуска через линию соприкосновения снова собираются многокилометровые очереди. Какова сейчас ситуация с доставкой гумпомощи на Донбасс?
При доставке помощи, мы в первую очередь думаем о людях – о тех, для кого мы ее везем, и тех, кто делает эту работу. Мы не можем парализовать работу КПП. Одним мы везем продукты, а другие из-за нас будут вынуждены стоять в очереди и оставаться ночевать в поле, чтобы только пропустить нашу колонну. В этой ситуации ночевать лучше будем мы, а людям будет легче проходить блокпосты. Мы продолжаем мониторить ситуацию с пунктом пропуска в Курахово. Его открытие для гуманитарных грузов позволит нам сократить время движения колонн более чем на 2 часа. Для нас эти 2 часа сокращают время доставки помощи с 3-4 дней до 2-х дней в неделю, поскольку мы можем за один световой день доставить помощь в логистический центр на Арене. Для прохождения каждой колонны все процессы у нас выверены, все документы готовы. Таможенные и фискальные службы, как правило, качественно и оперативно выполняют свою работу. Для нас важно попасть на "Донбасс Арену" за световой день. В наших планах уже в декабре сделать первые отправки через КПВВ "Курахово" без ночевки машин.
Вы были разработчиком единого графика прохождения колонн через линию соприкосновения для штаба и международных гуманитарных миссий. Как он разрабатывался и насколько эффективен сейчас?
Ринат Ахметов ставит перед нами задачу – быть всегда открытыми, в том числе и для коммуникации с международными миссиями. Мы оперативно обмениваемся информацией о ситуации для того, чтобы вся помощь, оказываемая сегодня Донбассу, была эффективной. Для этого у нас созданы совместные комитеты, в которые входят представители штаба и гуманитарных миссий. Цель у всех одна – помочь людям, но возможности ее реализации и подходы – разные. В начале своей работы штаб перенимал опыт у международных миссий, но столкнувшись с масштабами трагедии, мы поняли, что нужно идти собственным путем, и в каких- то вопросах уже мы стали примером. Я помню весну 2015 года, на тот момент мы доставляли помощь уже более 6 месяцев. Тогда сопровождая нашу колонну, я впервые увидел на КПВВ "Курахово" машины Международного Красного Креста с гуманитаркой для Донбасса, которые несколько дней стояли на пунктепропуска. Их не пропускала пограничная служба из-за неподготовленности сопроводительных документов. Так получилось, что они оказались один на один со всей этой системой. Тогда мы приняли решение помочь и поделиться опытом. Наша группа сопровождения колонн собрала водителей и объяснила, какие документы им нужны. С этого момента и началось наше сотрудничество с представителями гуманитарных миссий. Когда летом открылся пропускной пункт близ Волновахи, у нас возникла необходимость создать единый график прохождения таможенного досмотра, которого мы придерживаемся по сей день. Этот график был передан таможенной и фискальной службам, а мы взяли на себя обязательство координации совместных действий. Благодаря такой синергии, каждый из нас может системно доставлять помощь и не мешать друг другу.
Недавно штаб заявил о поддержке ЮНИСЕФ в популяризации грудного вскармливания и изменил схему выдачи детских наборов, для того, чтобы кормящие мамы могли получать необходимые продукты и обеспечивать здоровое питание своим малышам. Почему для штаба так важно менять подходы в оказании помощи?
Качество питания новорожденного ребенка напрямую влияет на его дальнейшее полноценное развитие. Это доказывают многочисленные исследования. Мы не могли остаться в стороне, поэтому поддержали инициативу ЮНИСЕФ и изменили составы детских наборов. Если не уделять внимание здоровому питанию малышей и кормящих мам, мы можем столкнуться с еще большей бедой по прошествии времени. Сегодня важно, чтобы тот опыт, который есть у ЮНИСЕФ, поддерживался на государственном уровне. Команда штаба всегда нацелена на совершенствование помощи. Это личная мотивация наших сотрудников. Мы изменили подход к выдаче детских наборов, их составу. Но мы не ограничиваемся исключительно логикой получения и подбора продуктов. Для нас важно стать специалистами в этом вопросе, для того чтобы еще лучше понимать потребности и совершенствовать помощь. Тренинги на тему грудного вскармливания прошли все операторы горячей линии и 85 волонтеров пунктов выдачи, которые теперь консультируют молодых мам. У нас получился полноценный проект, который может приносить пользу жителям Донбасса и в послевоенное время. Помощь детям – одна из основных задач, которые поставил Ринат Ахметов перед штабом. Запустились и эффективно работают проекты продуктовой и медикаментозной помощи. С детьми, пережившими военный конфликт, работают психологи. Для нас важно максимально помогать, делая это с любовью и полным погружением в их проблемы. Даже пункт выдачи на "Донбасс Арене", где долгое время выдавались только детские наборы, имеет свою особую атмосферу, ведь дети, как ангелы, которые своей искренностью поддерживают взрослых и во время войны. А мы видим, что работаем не зря.
Какие задачи Гуманитарного штаба на ближайшие месяцы? Каким направлениям работы будет уделяться особое внимание?
Мы продолжаем выполнять задачу Рината Ахметова – помогать мирным жителям Донбасса, тем, кто больше всего нуждается. В декабре мы планируем увеличить интенсивность доставки гуманитарной помощи на неподконтрольные украинским властям территории Донецкой и Луганской областей, чтобы обеспечить запас продуктовых наборов в логистических центрах и на всех пунктах выдачи в первые недели 2016 года. Это связано с возможной перегруженностью КППнакануне новогодних праздников. Для этого мы планируем закупить 11 тысяч тонн продуктов для более 600 тысяч наборов выживания. Кроме продуктовой гуманитарной помощи, в 2016 году мобильные бригады волонтеров штаба будут доставлять бытовую химию в самые отдаленные села, поскольку там есть острая потребность в средствах гигиены. Штаб Рината Ахметова будет продолжать оказывать помощь населению Донбасса. Мы понимаем, что потребности будут меняться в зависимости от ситуации, и готовы реагировать на эти изменения.
По объемам оказания помощи Донбассу – Гуманитарный штаб можно считать самым крупным и эффективным. Что, на ваш взгляд, помогает достигать таких результатов?
Эффективность можно понимать по-разному. В моем понимании – это умение делать необходимое вовремя. Так работает и штаб. Ринат Ахметов единственный, кто оказывает помощь системно с обязательством последующей выдачи. Мы бы, наверное, не смогли подобрать слов, объясняя, почему вдруг перестали помогать. Для него важны судьбы тех людей, которые остались там, и нуждаются в помощи. У войны всегда будут дети. Теперь это не только старики 90-лет, а и наши маленькие земляки, которые оказались в этой страшной ситуации. Главное, благодаря чему мы добились такого результата – это команда штаба. Не хватает слов, чтобы выразить благодарность всем волонтерам, которые на неподконтрольных территориях и в селах на линии соприкосновения, где периодически возобновляются обстрелы, помогают людям. И делают это, не задумываясь о риске для собственной жизни. А также мы благодарны нашим партнерам, которые, как на неподконтрольных, так и мирных территориях Донбасса предоставляют помещения для наших пунктов выдачи, заботясь о мирных жителях. Все эти люди объединены одной целью – помочь выжить тем, кто остался в войне. Ведь большинство наших сотрудников и волонтеров – родом из Донбасса, они как никто понимают и чувствуют всю боль от происходящего.