Фото: AFP
6-7 сентября в Украине с официальным визитом, впервые за свою каденцию, находилась директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. Она встретилась с руководителями государства, официальных документов не подписывали, да это и не предполагалось. Главным же итогом визита украинская сторона посчитала высказывания гостьи, которая довольно оптимистично отозвалась о ситуации и перспективах Украины. По мнению главы МВФ, большим плюсом является то, что украинская экономика демонстрирует признаки восстановления, а валютный рынок в Украине стабилизировался. Также она приветствовала создание в Украине антикоррупционного бюро. Но стоили ли эти высказывания того восторга, с которым их повторяла наша власть?
Зачем приезжала Лагард?
В странах с рыночной экономикой руководители большинства крупных компаний и всех организаций являются публичными фигурами. Одна из их главных функций – формирование позитивного имиджа собственных структур. Для этого среди прочего они регулярно "выезжают на места". Так Лагард до визита в Украину 1-2 сентября провела в Индонезии. Последний раз фонд помогал этой стране в 2000 г., так что в ходе визита речь шла не о реформах, а о том, что Индонезия будет принимать у себя в 2018 г. ежегодное собрание МВФ и Мирового банка. Лагард высказала президенту страны признательность за это. После Украины глава МВФ 10-11 сентября посетит Либерию. Страна сейчас получает небольшую помощь от МВФ по программе ECF ($85 млн), но речь будет идти опять же не о реформах, а о борьбе с лихорадкой Эбола.
Кроме того, пиар МВФ очень нужен именно сейчас, т.к не стихает критика его деятельности, а Китай пытается создать под своей эгидой новую финансовую организацию, фактически дублирующую функции МВФ, в котором велика роль США.
Украина для пиара МВФ особенно важна, т.к. все еще есть большие надежды, что наша страна преодолеет кризис, тогда фонд сможет гордится этой историй успеха как непосредственный участник процесса. Поэтому визит Лагард и ее оптимистичные заявления можно рассматривать как подтверждение того, что наша страна важна для фонда, что он готов и дальше работать с нынешними ее руководителями и намерен здесь добиться успеха.
Этот посыл должны были услышать кредиторы и инвесторы, которые обычно внимательно прислушиваются к мнению МВФ, а также зарубежные политики. Руководителям же Украины к лестным словам Лагард в свой адрес стоило бы отнестись как гостям, которым вежливые хозяева при прощании обязательно говорят: "Приходите еще!". Но учтивые гости сами должны уметь понимать, действительно ли их хотят видеть в этом доме еще.
И в чем наши успехи?
При обсуждении итогов визита в СМИ и в социальных сетях часто сравнивают количественные показатели из прогнозов МВФ для Украины с фактическим результатом. Поскольку эти цифры большей частью сильно отличаются (не в нашу пользу), то задается вопрос: за что хвалили-то? Резон в этом есть, но не нужно забывать, что прогнозы МВФ (как и любые экономические прогнозы) далеко не на столько обоснованы, что можно использовать их как критерий истины для будущего, особенно в столь сложной и динамичной ситуации, как нынешняя в Украине. В таких случаях лучше использовать качественные оценки, говорить о процессах. На самом деле, руководитель МВФ именно это и делала.
На встрече с журналистами после переговоров с Президентом Украины Лагард сказала: "Вы запустили очень важные реформы с целью привести цены на энергоресурсы до адекватного уровня. В то же время вы защитили уязвимые слои населения. Вы на пороге значительных перемен. Вам удалось создать независимое и компетентное Антикоррупционное бюро. Нам известно, что возобновление социального контракта между народом Украины и властью – это принципиально для Украины. Искоренение коррупции – это один из шагов на этом пути. Уверена, что вы не прекратите реформы".
И не нужно сравнивать никакие цифры, ведь четыре из семи предложений в этой цитате, хоть и сформулированы в положительной тональности, украинцам напоминают о том, чего еще не сделано или почти не сделано.
"Запустили важные реформы…" – а мы видим, что пока просто увеличены тарифы на энергоносители.
"Защитили уязвимые слои население" – но еще половине нуждающихся субсидии даже не начислены.
"Удалось создать независимое и компетентное Антикоррупционное бюро" – это то, где пока есть один председатель, которого выбирали несколько месяцев?
"Уверена, что вы не прекратите реформы" – зачастую это не реформы, их имитация, их действительно можно "проводить" очень долго.
А с этими словами руководителя МВФ можно согласиться:
- "вы на пороге значительных перемен" – да, второй год стоим там;
- "искоренение коррупции – один из шагов на этом пути" – и шаг этот один из важнейших;
- "возобновление социального контракта между народом Украины и властью – это принципиально для Украины" – верно на 100%.
Что касается конкретики
В ходе визита вскользь, но все-таки затронули два конкретных вопроса, имеющих существенное значение для Украины: выделение третьего транша кредита МВФ и выплата в декабре этого года кредита России на $3 млрд.
Украинская сторона увидела благосклонное отношение Лагард и считает, что получение транша в $1,7 млрд дело решенное, и даже ждет деньги уже в октябре. Но не директор-распорядитель принимает важные решения в МВФ, а совет директоров. 2 октября должна закончить работу в Украине контрольная миссия МВФ. Напомним, что когда решался вопрос о выделении второго транша, то от момента окончания работы миссии, до получения денег прошло почти два месяца.
Украина не хочет выплачивать кредит России в полном объеме, считая, что поскольку он был оформлен как приобретение облигаций, то должен реструктуризироваться на общих основаниях. Но тут есть одна тонкость – по сути, это было частное размещение, то есть облигации эмитировались под конкретного покупателя. Покупателем этим стал госфонд РФ, поэтому россияне и настаивают, что этот долг официальный, т.е. не подлежит реструктуризации. Решить этот спор может МВФ. Лагард заверила, что совет директоров фонда примет решение, к какой категории следует отнести этот долг, но не сказала, когда это будет сделано.