Бурштынская ТЭС. Фотограф: Anatolii Boiko
Для получения выгоды от такого решения Украине нужно провести большую работу на протяжении нескольких лет. Пока что процесс буксует. Если в прошлом году чиновники из министерства энергетики заявляли, что проект синхронизации отечественной объединенной энергосистемы с европейской будет реализован до 2017 года, то в этом году зарубежные эксперты выражают сомнение, что это произойдет даже в 2020.
Чтобы куда-то войти, надо откуда-то выйти
Сейчас энергосистема Украины синхронизирована с постсоветской объединенной энергосистемой, в которую входят сети России, Беларуси, Молдовы и Прибалтики. Теперь же речь идет о том, чтобы аналогичный режим работал со странами Европы. Что получит Украина от синхронизации с европейской системой ENTSO-E? Кроме обязательного взаимного поддержания надежности энергосистем, это возможность наращивания экспорта электричества в европейские страны, и, соответственно, более высокая загрузка отечественных электростанций. После синхронизации украинской и европейской энергосистем экспорт электричества может быть увеличен в 5-6 раз. В то же время в случае форс-мажоров, как, к примеру, прошлой зимой, когда из-за блокирования поставок угля на ТЭС стране пришлось вводить веерные отключения, Украина всегда может импортировать электричество из стран Евросоюза.
Кроме того, в Украине смогут работать европейские энергетические операторы, а значит, появится настоящая конкуренция. Псевдопроблема излишне монополизированного рынка, на которой так любят пиариться украинские чиновники, решится сама собой. Правда, это возможно при условии проведении всех запланированных реформ энергорынка.
Конкуренция, в свою очередь, позволит сделать тарифную политику прозрачной и понятной, а тарифы на электричество – обоснованными. Именно конкуренция будет определять тарифы, а не власть или бизнес, что крайне важно для защиты интересов потребителей.
Ну и наконец фактор, который в нынешнее время выходит на первый план: Украина снизит зависимость от России в энергетике. Синхронизация с европейской энергосистемой подразумевает отсоединение от российской энергосистемы. Страна успешно съезжает с российской газовой иглы, то же самое должно произойти с иглой энергетической и угольной.
Какой путь нужно пройти
Для того, чтобы синхронизировать энергосистемы, Украине предстоит выполнить много условий. О том, как идут эти процессы, украинские и европейские эксперты и участники энергорынка говорили на международной энергетической конференции "Вызовы и возможности практической интеграции с энергосистемами стран центральной Европы", которая была организована Киевским институтом энергетических исследований.
Запрос на подключение к континентальной энергосистеме Европы Украина и Молдова, которая идет по такому же пути, сделали еще в 2006 году. Но только в 2012 г. Еврокомиссия утвердила грантовое финансирование проекта, а в 2014 г. было подписано соглашение с участниками консорциума ENTSO-E (Румынией, Польшей, Болгарией и Венгрией – приграничными странами, через которые будет осуществляться подключение, а также Сербией и Бельгией).
Андрей Вовк, исполнительный директор компании ChechPol Energy (Украина), которая работает над проектом включения Украины в европейскую энергосистему, рассказал, что на данный момент собраны и проанализированы данные энергосети Украины. Благодаря специальной программе подготовлена компьютерная модель украинской энергосистемы 2020 г. Эта модель была одобрена энергетическим консорциумом. Аналогичный сбор данных ведется по генерации и диспетчерскому управлению энергосетью. Отдельно проводится анализ информации для будущего договора о синхронизации: данных о собственниках украинских сетей, управлении этими сетями, работе рынка торговли электроэнергией, конкуренции на этом рынке и пр.
Даниэла Больборичи, руководитель отдела развития сетей румынской компании Transelectrica, которая руководит проектом подготовки к синхронизации, рассказала, что после того, как будут исследованы возможности электростанций и сетей, Украине и Молдове будет необходимо привести свои энергосистемы к стандартам ЕС. Это самый сложный и дорогостоящий этап, поскольку большинство оборудования и сетей в Украине изношены. После этого начнется стадия тестирования и, в случае успеха, подключение энергосистем. Г-жа Даниэла предположила, что успеть все это сделать до 2020 г. будет крайне сложно, более вероятна дата – 2025 год.
Европейцы очень осторожно относятся к этому проекту. Две новых страны, которые вольются в единое энергопространство, должны гарантировать полную безопасность своих сетей. Пока что самые большие риски кроются именно в их техническом состоянии. Если в Украине отключится энергоблок одной из станций, это не должно привести к сбою в работе энергосистем Испании или Франции.
Параллельно с подготовкой к синхронизации в Украине идет процесс имплементации энергетического законодательства с европейским, ведь без базовых законов, таких, как законы о рынке электроэнергии и закона о регуляторе никакие конкретные проекты и, тем более, предоставление финансирования со стороны ЕС не возможны.
Что мешает грандиозным планам?
Народный депутат, замглавы комитета по вопросам энергетики Лев Пидлисецкий процитировал президента Украины о том, что успеха в газовой сфере Украина достигла благодаря отсутствию интересов высоких должностных лиц в газовой сфере. Соответственно, продолжил нардеп, при отсутствии личных интересов чиновников в электроэнергетике можно достичь успеха и здесь. "Нужны реальные действия. Нужна деолигархизация экономики, в частности, энергетической, когда руководство будет думать об интересах страны в целом, а не о закупке оборудования для энергосистемы в интересах определенных лиц", – намекнул нардеп на скандальную программу обязательной закупки украинскими облэнерго трансформаторов производства предприятий российского олигарха Константина Григоришина.
Адаптация к европейскому энергетическому законодательству продвигается крайне медленно. Чего стоит законопроект об органе, регулирующем энергетику и коммунальные услуги (НКРЭКУ). За 20 лет существования регулятора, контролирующего едва не половину объема рынка товаров и услуг Украины, закона о нем не было. Сейчас разработаны три варианта этого закона, ни один из которых не набрал достаточное количество голосов в Верховной Раде и был отправлен на доработку. По всей видимости, и этот закон, и второй, не менее важный, о рынке электроэнергии, будут рассматриваться уже осенью, ведь депутаты на днях уйдут на каникулы.
Представитель Еврокомиссии Торстен Воллерт подчеркнул, что для будущего сотрудничества Украины и ЕС очень важна деполитизация энергетики, честная конкуренция на энергорынке, а также понятные и прозрачные правила. Со всеми этими факторами в стране имеются большие сложности. Воллерт также отметил проблему, о которой присутствующие предпочли не говорить: "К сожалению, коррупция в Украине не уменьшается". Министр энергетики Владимир Демчишин считает, что одним из вариантов снижения коррупции является приватизация государственных долей в энергетических предприятиях. На что Воллерт ответил: "Приватизация… Будем реалистами. Я не знаю ни одной европейской компании, которая была бы готова инвестировать сейчас в украинские предприятия. У вас нет законов, нет условий".
Представитель венгерского регулятора в сфере энергетики Криштиан Тот дал совет украинским коллегам, который универсален для всех сфер украинской экономики: "Путь для вас один: принимайте и применяйте стандарты Евросоюза и не ждите при этом помощи иностранцев. История научила венгров, что если мы что-то хотим сделать, то нужно не ждать помощи из других стран, а делать это самим, с помощью своих специалистов".
Что имеем, не храним
На Западной Украине есть знаменитый Бурштынский энергоостров, образованный на базе Бурштынской ТЭС, блоки которой уже давно синхронизированы с европейской энергосистемой ENTSO-E и работают отдельно от энергосистемы Украины. Станция успешно экспортирует электроэнергию в страны Европы.
На днях стало известно, что с подачи НКРЭКУ через ГП "Энергорынок" пытаются провести решение о переводе Бурштынской ТЭС на общее тарифообразование. Казалось бы, при чем тут тариф? Дело в том, что технические особенности работы в системе ENTSO-E отличаются от требований энергосистемы Украины. Поэтому с 2004 г. для энергоблоков Бурштынской ТЭС устанавливается тариф с учетом режима работы в европейской сети. Снижение тарифа за произведенную станцией электроэнергию приведет к тому, что у нее просто не будет средств на своевременную закупку угля и выполнение технических требований ENTSO-E к сети и оборудованию.
Это поставит под угрозу функционирование всего Бурштынского острова. Электростанция перейдет на работу меньшим составом блоков, экспорт электроэнергии остановится, налоговые и валютные поступления, столь важные сейчас для страны, снизятся, а уголь львовско-волынских шахтеров окажется не востребованным. Украина утратит позиции на европейском рынке электроэнергии и не сможет выполнять функции маневренных мощностей для европейской энергосистемы.
Получается, что несмотря на заявления чиновников о поддержке курса на объединение украинской и европейской энергосистем, тут же принимаются нелогичные решения, этот курс блокирующие. Дестабилизация работы Бурштынского острова противоречит планам правительства по синхронизации энергосистем. Напомним, что Украине потребовалось порядка 250 млн долл и 7 лет для модернизации объектов инфраструктуры Бурштынского острова, чтобы синхронизация с Европой стала возможна. Сегодняшние не продуманные решения могут свести на нет все приложенные ранее усилия.