2 мая в Одессе погибло 48 человек. Фото: архив
Сегодня исполняется ровно год с момента одесской трагедии 2 мая: столкновения между сторонниками Евромайдана и их противниками, а также пожар в Доме профсоюзов унесли жизни 48 человек. Расследование страшных событий до сих пор не завершено, а виновные не наказаны. Участники и очевидцы трагедии, тем временем, учатся прощению и пониманию.
"ГОРЕ У ВСЕХ ОДНО". Одесская активистка Валерия живет в центре города, и видела своими глазами эти события и их последствия.
"У меня всегда были проукраинские друзья, но 2 мая ко мне стучались за помощью разные стороны. Мои пострадавшие товарищи просто приходили ко мне и приводили кого-то незнакомого, но раненого. Потом оказывалось, что незнакомец – из Антимайдана, но это ничего не меняло и я все также продолжала помогать. Тогда я поняла, что политические взгляды вторичны, а горе у всех одно", – рассказала нам девушка.
Валерия призналась, что когда в качестве фотографа пришла снимать на следующий день Дом профсоюзов, то просто не смогла этого сделать. "Передо мной было горе этих людей. Теперь в своих работах я изображаю только радость, чтобы ее было больше", – добавила активистка.
А вот муж одной из погибших 2 мая Александр говорит, что даже несмотря на то, что прошло столько времени, взаимное противостояние и неприятие между людьми все равно остается. "При таком отношении, которое я наблюдаю сейчас в Одессе, любые памятники жертвам будут разрушены", – сетует он в беседе с "Сегодня.ua".
По мнению одесского политолога Ярослава Католика, серьезные подвижки в общественном мнении горожан все же есть: одесситы, в том числе молоедежь, стали уважительнее относиться друг к другу, многие стали понимать, что политические разногласия второстепенны. "Как бы мы не относились к идеологическим оппонентам, нужно понять мотивацию другого человека и найти компромисс", – сказал он.
Но есть и разочарования: "Лично у меня развеялся одесский миф о том, что в этом городе все и всегда могут договориться", – подчеркнул эксперт.
ПАМЯТЬ. На 2 мая в городе запланированы памятные мероприятия, однако еще в конце апреля все стороны договорились, что акции будут носить исключительно мемориальный, а не политический характер.
Но меры безопасности – усиленные. Как рассказывают нам местные правоохранители, 2 мая в Одессе будут дежурить 3500 тысячи силовиков, которые приедут также из других регионов, а подкрепят их участники "Самообороны Одессы", которые будут охранять по периметру Куликово поле.
Напомним, еще в конце апреля представители ОБСЕ собрали чиновников, правоохранителей и активистов для обсуждения памятных мероприятий. После нескольких часов совещания автомайдановцы, Самооборона, члены силового спецбатальона "Одесса", а также "Комитет матерей" и "Голос Одессы" решили проводить памятные мероприятия в разных локациях во избежание конфликтов. Так, семьи погибших на Куликовом поле соберутся у Дома профсоюзов, а проукраинские активисты — на Соборной площади.
"Мы хотели устроить траурный митинг, а также провести "огненный" флешмоб, но нам пришлось отказаться от этих идей. Участники только прочтут стихи, возложат цветы и поделятся переживаниями", — рассказывала "Сегодня.ua" председатель "Голоса Одессы" Светлана Набокова.
В свою очередь, активисты Майдана решили вообще отказаться от каких-либо мероприятия и только возложить цветы на Соборной площади, а также на месте гибели активистов — на Греческой и Дерибасовской.
Никаких массовых мероприятий не планируется. Стороны также отказались от маршей, использования политических лозунгов и любых флагов на Куликовом поле.
В свою очередь, как заявил журналистам координатор памятной акции Виталий Кожухарь, "всех, кто 2 мая наденет балаклавы или маски, будут задерживать сотрудники милиции — без выяснения политических взглядов". В этом их поддерживают представители Единого штаба патриотических сил Одессы, стремясь обеспечить порядок и спокойствие на улицах и площадях города.
Председатель Одесской ОГА Игорь Палица в обращении к горожанам сказал: "Никто не будет запрещать доступ к местам гибели ваших родных – Дерибасовская улица, центр города и Куликово поле. Но там не место противостояния и политики. Нам надо пережить эту трагедию".
РАССЛЕДОВАНИЕ. Правоохранители все еще разыскивают лиц, причастных к событиям в Одессе 2 мая 2014 года. Первый заместитель генерального прокурора Украины Владимир Гузырь в конце апреля заявил: есть 22 обвиняемых, еще 13 организаторов массовых беспорядков находятся в розыске.
Уголовное дело, напомним, было передано в суд еще в декабре 2014 года, но его так и не рассмотрели: очередное заседание Малиновского райсуда Одессы закончилось тем, что обвинительный акт, уже во второй раз, вернули в Генпрокуратуру на доработку. Решение суд принял в связи с ходатайством защиты, по мнению которой акт составлен с ошибками и не содержит "фактических доказательств вины обвиняемых". Дату следующего заседания пока не назначили.
При этом правоохранители четко установили: никаких зажигательных смесей или смертельных газов в Доме профсоюзов не применялось. "Практически все погибшие в здании профсоюзов были найдены в районе лестницы, по проемам которой шла тяга. Несколько погибших были обнаружены в комнатах вблизи лестницы и погибли от отравления угарным газом. Каких-либо доказательств запланированного пожара в здании профсоюзов не установлено", — заявил журналистам Гузырь.
Пока главным подозреваемым прокуратура называет бывшего начальника одесской милиции Дмитрия Фучеджи. Превышение служебных полномочий и служебная халатность, – таковы ключевые обвинения. Впрочем, подозреваемый давно покинул территорию Украины, и по данным следствия, находится в непризнанной Приднестровской республике. В свое время на пресс-конференции, отвечая на вопрос журналистки из России относительно расследования одесской трагедии, президент Петр Порошенко заявил, что оно будет завершено, если Россия выдаст Украине Фучеджи.
По словам Гузыря, под следствием еще три милицейских чина, но их фамилии он называть не стал.