В коалиции утверждают, что угроза распада нет. Фото: AFP
На минувшей неделе в парламентской коалиции "Европейская Украина" вновь возник скандал, едва не грозивший ей распадом.
Часть нардепов от большинства во вторник, 7 апреля поддержали требование внефракционных депутатов – "свободовцев" создать временную специальную комиссию Верховной Рады для расследования якобы имевших место быть фактов коррупции в Кабмине Арсения Яценюка. К заблокировавшим парламентскую трибуну мажоритарщикам неожиданно примкнули не только члены Радикальной партии Олега Ляшко, но и член Блока Петра Порошенко Сергей Каплин. Часть выступавших тогда в Раде позволила себе довольно радикальную риторику – вплоть до требований немедленной отставки правительства во главе с премьером.
ДОГОВОРИЛИСЬ. Радикальную риторику довольно быстро удалось свести на нет. Как рассказывали "Сегодня.ua" народные депутаты, дальнейшая эскалация конфликта грозила бы полномасшабным политическим кризисом: в случае продолжения требований отставки Яценюка "Народный фронт" мог покинуть коалицию, что автоматически означало бы прекращение ее существования. "Новые парламентские выборы в условиях войны – это точно не то, что сейчас нужно стране", – сказал нам один из нардепов.
Один из лидеров "Народного фронта" Виктория Сюмар на брифинге в Раде 7 апреля прямым текстом обвинила коллег по коалиции в ее расшатывании. "Сегодня в Украине реализуется вполне конкретный и проработанный сценарий искусственной организации глубокого политического кризиса", – заявила нардеп.
После блокирования трибуны спикер ВР Владимир Гройсман собрал руководство фракций коалиции у себя в кабинете: была достигнута договоренность провести заседание двух комитетов по противодействию коррупции и по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности, где заслушать представителей Кабмина, Генеральной прокуратуры, а также обвинившего в коррупции Яценюка экс-главу Госфининспекции Виктора Гордиенко.
Кроме того, лидер "радикалов" Олег Ляшко получил должность координатора коалиции; по словам одного из наших собеседников в ВР это назначение скорее почетное, зато призванное продемонстрировать, что у руководства страны есть принципиальное желание не допустить распада коалиции.
А вот со своим коллегой Каплиным "порошенковцы", похоже, намерены разобраться. "Отдельные радикальные заявления депутатов не могут изменить сотрудничество внутри коалиции. Позиция господина Каплина (депутат от БПП. – ред.) не отвечает позиции фракции и мы, безусловно, проведем разбор этого вопроса на заседании коалиции", – заявлял журналистам в кулуарах на минувшей неделе глава БПП Юрий Луценко.
УГРОЗЫ. Это далеко не первая попытка пошатнуть единство парламентского большинства. Впервые на единство коалиции покусились почти сразу после ее создания, в момент голосования за состав Кабинета министров. Тогда конфликт возник вокруг нежелания части депутатов поддерживать назначение некоторых министров, в том числе, главу Министерства информационной политики Юрия Стеця (равно как и создание самого нового ведомства).
Но тогда приехавшему в Раду президенту Петру Порошенко удалось убедить депутатов проявить единство.
Недовольство, в том числе, и в Блоке Петра Порошенко вызвало голосование в конце декабря за проект госбюджета-2015. Тогда своей отставкой нардепам, по их словам, грозил Арсений Яценюк.
"Парламент устал уже утверждать законопроекты, аргументируя тем, что в случае их непринятия, Арсений Яценюк снова пойдет в отставку, или в очередной раз проиграем войну с Россией. Очевидно, что при рассмотрении такого важного документа, как госбюджет, где речь идет о жизни людей, их пенсиях, зарплатах, социальных выплатах, в правительстве должны быть более серьёзные аргументы для его утверждения, нежели очередные спекуляции войной или угрозы отставки", — заявил тогда журналистам замглавы фракции БПП Николай Томенко.
В итоге, впрочем, руководству страны снова удалось убедить нардепов все же дать голоса. Хотя, при этом, во время ночного заседания ВР (главный финансовый документ, напомним, принимался в полпятого утра), и "Самопомощь", и "радикалы", и соратники Юлии Тимошенко подвергли бюджет резкой критике. "Батькивщина" голосов за него не дала, а позднее Тимошенко обвинила руководство парламента в нарушении регламента – из-за внесения огромного количества поправок с голоса, по ее мнению, был принят не тот документ, который в конечном итоге опубликовали на сайте парламента.
Конфликтными было также и голосование за поправки в Бюджетных и Налоговый кодексы, необходимые для получения кредита от МВФ – Яценюку вновь пришлось делать "внушение" парламентариям.
МАЛЫЕ ФРАКЦИИ. Неоднократно грядущим развалом коалиции грозились так называемые "малые фракции" – "Самопомощь", "Батькивщина" и "радикалы" Ляшко. Так, в частности, о грядущем распаде коалицианты заявили после назначения Генпрокрурором Виктора Шокина – тогда его не поддержали у Тимошенко и у Ляшко.
Камнем преткновения был и президентский закон об СНБО, значительно расширивший полномочия его секретаря Александра Турчинова. "Начинается процесс развала коалиции в парламенте. Считаю, что маленькие фракции не разделяют принципы принятия решений в Коалиции. Их мнение почти не учитывается", – написал тогда на своей странице в соцсети нардеп от БПП Виталий Куприй.
Выходом из коалиции грозил Олег Ляшко в случае, если глава государства Петр Порошенко не уволит главу Национального банка Валерию Гонтареву, а затем – если не будут проведены кадровые изменения в Кабмине. В последний раз "радикалы" даже грозились поставить вопрос о выходе из коалиции на повестку дня мартовского съезда, но в итоге сам Ляшко заявил, что необходимо сохранить единство. Впрочем, как заявлял тогда "Сегодня.ua" политолог Владимир Фесенко, "угрозы" Ляшко, – "это игра, это технология". "Нужно не на заявления обращать внимание, а на то, как голосует "Радикальная партия". Вот лучший ответ на этот вопрос. Насколько я понимаю, Олег Ляшко и его фракция не собираются выходить из коалиции. Играть дальше роль внутренней оппозиции они будут с удовольствием, а вот выходить из коалиции не будут", – сообщил Фесенко.
Правда, как отмечали источники в окружении президента, даже выход всех трех "малых" фракций не нес бы критической угрозы – у БПП и НФ все равно оставалось бы большинство.