В прошлом году выдающемуся украинскому поэту, переводчику, киносценаристу, драматургу, государственному и общественному деятелю Ивану Драчу исполнилось 80 лет. С этой незаурядной личностью мы поговорили о настоящем отечественной политики и культуры.
— Менее чем за полтора года будет отмечаться 30-летие создания Народного Руха Украины. Вы были первым председателем этой организации. Как вы можете оценить сегодняшнюю ситуацию в этой партии?
— Сначала это не была партия, она основывалась как общественно-политическая структура. Сперва я был главой два срока. Позже сопредседателями кроме меня были Вячеслав Чорновил и Михаил Горынь. Потом Рух начал делиться, появилась «Республиканская партия», «Демократическая партия». Так и произошел раскол. И сегодня, насколько я знаю, эта партия уже принадлежит какому-то олигарху. Но я уже за этим не слежу.
— Уже на втором съезде Руха одним из ваших заместителей избрали Александра Лавриновича, которого «Википедия» называет «одним из отцов независимости Украины». Сегодня этого политика Генеральная прокуратура обвиняет в захвате власти с помощью незаконного возврата Конституции 1996 года. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Александр Лавринович всегда был активным человеком, он мне всегда нравился. Отличался организованностью, четкостью, умел писать. В Рухе он был одним из боевых, активных заместителей. Поскольку Рух боролся за независимость, конечно, Александр Лавринович принадлежит к тем, кто боролся за независимость Украины.
Хотел бы добавить, что, когда Лавринович был одним из моих заместителей в Рухе, он отвечал за контакты с зарубежьем, с украинской диаспорой. Тогда была такая структура, как «Конгресс помощи Украине», которая действовала в США и Канаде. Ее возглавлял такой уважаемей человек, как Богдан Бурачинский. Он был на постоянной связи с Лавриновичем и очень высоко оценивал его вклад в сотрудничество с мировым украинством.
— А как вы можете оценить сам факт ареста господина Лавриновича по этому делу? Чем он представляет социальную опасность?
— По этому поводу надо обращаться в Конституционный суд. Каким образом Лавринович, кем бы он в то время ни был — министром ли юстиции, членом ли Высшего совета юстиции, мог это сделать? Потому что существует структура выше, которая передала власть Януковичу. А сейчас на Лавриновича насели, он — близко, а Янукович — далеко. Лавринович не чувствует себя виновным, никуда не убегает. Вот они в него и вцепились.
Я думаю, что им просто надо кого-то реально искать. А нет Януковича, так они и взялись за Лавриновича.
— В конце концов, кому может быть выгоден арест Александра Лавриновича?
— Конечно, это выгодно теперешней власти, так как она должна демонстрировать какие-то шаги. Пусть бы занимались теми, кто были более близкими к Януковичу, но их нет. Убежали. Они имеют защитные структуры. А Лавринович этого не имеет. У него отсутствует депутатский иммунитет. Он себя чувствует свободно и независимо. И именно поэтому он неудобен власти.
Александр Лавринович мне всегда нравился. Всегда был организованным, умным. Всегда старался разобраться в разных ситуациях. Я всегда ему доверял.
Я убежден, что Александру Лавриновичу нужно предоставить надежную защиту, потому что это позор, когда таких людей арестовывают!
— Как вы относитесь к сегодняшним законодательным новациям? Прежде всего хотелось бы услышать ваше мнение о новом законопроекте «Об образовании». Этот документ вызвал серьезные предостережения за границей.
— Я считаю, что в основе своей он правильный. О русских не будем говорить, а спросить тех же поляков или румын, в каких условиях у них существуют польский или румынский язык и культура? Там постоянно идет воспитание через родные языки. Но когда Украина хочет добиться, чтобы, в конце концов, это все происходило через украинские структуры, то почему ей предъявляют претензии? Конечно, раньше в нашей стране те же венгры или румыны чувствовали себя свободнее. А сейчас это усложнится. Обязательность украинского языка — это все равно что обязательность украинского государства для украинцев.
— 12-летнее школьное обучение. Что вы об этом думаете?
— Я хочу сказать, что 12-летнее обучение существует в подавляющем большинстве стран Европы. И это нормально. Надо переходить на европейские стандарты и таким образом приближать Украину к Европе.
— В обществе и политикуме вы известны как поэт, переводчик, киносценарист, драматург, государственный и общественный деятель. А чем сегодня занимается Иван Драч?
— Я только что вернулся с книжного форума во Львове. У меня там были интересные и разнообразные встречи. Буквально вчера прошла творческая встреча со студентами и преподавателями столичного университета. Недавно вышла моя новая поэтическая книга под названием «Дожити до соловейка». Постоянно в напряжении и в работе!
Оригинал статьи читайте здесь