Фото: AFP
Ближний Восток всегда представлял особый интерес для стран, претендующих на лидирующие позиции на международной арене. Этот регион не только богат на нефть (по оценкам специалистов, на него приходится более 60% доказанных запасов нефти), но является важным транспортным коридором и большим рынком сбыта. Не удивительно, что во времена "Холодной войны" США и СССР уделяли особое внимание этому региону.
Фото: nemiga.info
В настоящее время, когда говорят о "Холодной войне-2", на Ближнем Востоке вновь кипят страсти. И то, по какому пути пойдет дальнейшее развитие ситуации в регионе, зависит во многом от двух стран – США и России.
Сирийский пасьянс
Одна из ключевых точек, к которой сегодня приковано внимание всего мира, – это Сирия. С лета 2011 года в стране идет военной противостояние правительственных войск, которые поддерживают президента Башара Асада, и оппозиции.
Антиправительственную коалицию поддержали США и ее союзники по региону – Саудовская Аравия, Катар, Турция. На стороне Асада выступили Россия, Иран, КНДР и Венесуэла.
В 2013 году ситуация еще более усложнилась, поскольку в гражданскую войну включились боевики "Исламского государства", к которым присоединилась часть радикально-настроенных повстанцев.
Розовый – контролируются правительственными силами, желтый – контролируются курдскими силами, серый – контролируются "Исламским государством", зеленый – контролируются антиправительственной коалицией. Фото:ru.wikipedia.org
В настоящее время ИГИЛ контролирует центральную часть страны. Северо-восточные области находятся под контролем курдских регионалистов (с июня 2015 года находятся в союзе с Асадом). Антиправительсвенная коалиция контролирует часть регионов на северо-западе и юго-западе. Войска Асада контролируют половину северо-западных регионов, включая побережье, а также большую часть юго-запада страны.
В сентябре 2014 года США при поддержке своих союзников в регионе (Саудовская Аравия, Бахрейн, Иордания и пр.) нанесли первые ракетные удары по территории Сирии. Целями были выбраны объекты, занятые боевиками "Исламского государства". В настоящее время под эгидой США создана международная коалиция по борьбе с ИГИЛ, которая наносит авиаудары по позициям боевиков. Бомбардировки осуществляются без разрешения сирийских властей.
26 августа 2015 года президент Франции Франсуа Олланд обозначил позицию Запада по решению сирийской проблемы: необходимым предварительным условием для разрешения кризиса в стране является "нейтрализация" сирийского лидера Башара Аль-Асада.
Также президент Франции предлагает дать твердые гарантии умеренным силам оппозиции, в частности суннитам и курдам, о сохранении государственных структур и единства Сирии. Третьим "решающим", по словам Олланда, фактором должно быть объединение региональных субъектов, участвующих в конфликте.
О том, что Запад рассчитывает на поддержку РФ в решении сирийской проблемы ранее заявлял президент США Барак Обама. "Я думаю, они понимают, что режим Асада теряет контроль над все большей частью Сирии и перспективы свержение режима суннитами-джихадистами не являются неизбежными, это становится все большей угрозой каждый день. Это дает нам возможность начать серьезный разговор с ними", – прокомментировал Обама свой разговор с Путиным.
Однако у президента РФ свое видение ситуации. В частности, он заявил, что президент Сирии Башар Асад готов к внеочередным парламентским выборам и может поделиться властью со "здоровой" оппозицией. Путин также подчеркнул, что борьба с терроризмом должна идти параллельно с политическими процессами в Сирии.
Президент РФ призвал Запад начать сотрудничество с войсками Асада.
Эти заявления российского президента прозвучали на фоне появившихся в СМИ сообщений о том, что Россия перебрасывает в Cирию военную технику и войска. В сети даже появилось видео на котором якобы российские военные и бронетехника проводят стрельбы на территории Сирии. США и другие западные страны уже предостерегли РФ о возможных негативных последствиях таких действий.
10 сентября министр обороны Израиля Моше Яалон заявил, что Москва отправила в Сирию как военных советников, так и боеспособные части, цель которых – основать военно-воздушную базу близ города Латакия, которую могли бы использовать боевые вертолеты и самолеты, задействованные в авиаударах по позициям ИГ.
Тогда же 10 сентября замглавы МИД РФ Сергей Лавров подтвердил, что российские военные специалисты находятся в Сирии уже на протяжении многих лет. "Их присутствие там сопряжено с поставками вооружений для сирийской армии", – пояснил министр.
По мнению экспертов, в настоящее время Путин пытается спасти режим Асада, который начал проигрывать войну.
Эксперт по международным вопросам Александр Палий поясняет, что подконтрольная Асаду Сирия – это единственный союзник РФ в регионе.
"Фактически, сейчас РФ вступает в гражданскую войну в Сирии на стороне одной из сторон", – сказал эксперт.
По мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, спасение Асада может быть принципиальным вопросом для Путина. "Многие монархи и автократы Ближнего и Среднего Востока внимательно смотрят, чем закончится история с Асадом. РФ здесь показывает свою принципиальность, что она не сдает своих клиентов. Это будет сигналом и для других, что они могут рассчитывать на защиту РФ", – пояснил он Сегодня.ua.
Эксперты отмечают, что незаметно вмешаться в конфликт на Ближнем Востоке Россия вряд ли сможет. Удаленность от границ Российской Федерации в значительной мере затрудняют переброску военной мощи, однако и частичное военное присутствие может сыграть свою роль в поддержании режима Асада.
Иранская "дружба" Москвы и Вашингтона
Несмотря на разногласия по сирийской проблеме, Западу и РФ по крайней мера на данном этапе удалось достигнуть консенсуса по "ядерного программе" Ирана.
14 июля 2015 года Иран и "шестерка" международных переговорщиков, в которую входят, в том числе, США и РФ, подписали соглашение, согласно которому Тегеран согласился заморозить на 15 лет научные разработки, а в дальнейшем сократить свою ядерную программу до объемов, не вызывающих опасений в создании ядерных боеголовок. Страны Запада и ООН, в свою очередь, пообещали пошагово снимать с Ирана санкции, которые начали вводить 13 лет назад.
Тогда президент США Барак Обама четко заявил, что договориться с Ираном удалось благодаря России. "Я буду честен с вами. Я не был уверен, учитывая сильные различия с Россией вокруг украинского вопроса, будет ли поддержка. Мы бы не достигли этого соглашения, если бы не готовность России поддерживать нас и других членов "шестерки", – сказал Обама в интервью газете New York Times.
Эксперт по международным вопросам Геннадий Друзенко отмечает, что Тегерану сложно было проигнорировать мнение Москвы, поскольку именно Россия поставляла оборудование для его ядерной программы.
Вместе с тем, столь дружественный шаг Кремля не помешал Вашингтону ввести новые санкции в отношении пяти компаний российской оборонной промышленности, заподозренных в нарушении американского закона о нераспространении вооружений в отношении Ирана, а также Северной Кореи и Сирии.
9 сентября замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что Россия и Иран в ближайшее время подпишут контракт на поставку Тегерану новейших зенитных ракетных комплексов С-300. Контракт на поставку ЗРК был заключен еще в 2007 году. Между тем, его выполнение было сорвано после того, как Россия присоединилась к резолюции Совбеза ООН от 9 июня 2010 года, вводившей ограничения на продажу Ирану военной техники. Однако в апреле 2015 года президент России Владимир Путин отменил это оружейное эмбарго.
По оценкам военных экспертов, С-300 могут значительно усилить возможности Ирана по защите воздушного пространства. А это не может не вызывать обеспокоенность у региональных союзников США – Израиля, Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта и Катара, которым теперь будет намного сложнее разыгрывать "военную карту" в спорах с Ираном.
Так, возможность авиаударов по Ирану активно рассматривалась Израилем и Саудовской аравией, как один из путей принуждения Тегерана отказаться от "ядерной программы", или, по крайней мере, как способ затормозить развитие этой программы.
При этом Россия помимо военного усиления своего союзника в регионе, также получает прямую экономическую выгоду. Стоимость контракта на поставку С-300, по данным СМИ, составляет порядка 900 млн. долл. РФ надеется расширить поставки своей военной продукции в Иран. 9 сентября представитель Рособоронэкспорта Игорь Севастьянов уже сообщил, что Москва и Иран проводят консультации по закупке российского оружия.
В то же время, по мнению экспертов, говорить о серьезном сближении Ирана и России не стоит."Иран понимает, что его экономические перспективы в сотрудничестве с западными компаниями намного больше. Он будет развивать собственные интересы", – сказал Александр Палий.
А, по мнению политолога Вадима Карасева, между странами возможно только выборочное партнерство.
При этом не все эксперты разделяют расхожее мнение о том, что снятие санкций Ирана и его выход на нефтяные рынки уже в ближайшее время приведет к дальнейшему снижению цен на "черное золото". "Иран – это один из информационных поводов, который сыграет в лучшем случае к середине, а то и к концу следующего года", – пояснил Сегодня.ua заместитель Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.
Главной страной, которая сегодня определяет ценовую динамику на нефтяных рынках, по словам эксперта, является Саудовская Аравия. Себестоимость добычи нефти в Саудовской Аравии составляет всего несколько долларов, что позволяет ей опускать цены.
Ближневосточный узел и новое "окно возможностей"
Многие годы на Ближнем Востоке проходит противостояние двух стран, которые претендуют на региональное лидерство, – суннитской Саудовской Аравией и шиитского Ирана.
Их интересы в настоящее время пересеклись в Йемене, где с 2014 года идет вооруженный конфликт между шиитской группировкой "Ансаралла" (поддерживается Ираном) и правительственными силами. В марте 2015 участие в войне приняла коалиция арабских государств во главе с Саудовской Аравией на стороне правительства Йемена.
Вместе с тем, эксперты считают, что до вооруженного противостояния между странами не дойдет. "Они играют на чужих территориях: Йемене, Ливане, Сирии, но переходить к военному соперничеству не будут", – говорит Александр Палий.
Однако рост военных издержек может повлиять на позицию Саудовской Аравии по ценам на нефть, отмечает Геннадий Рябцев. "В настоящее время Саудовская Аравия несет издержки по войне в Йемене, из-за этого цены (на нефть, – ред.) и остановились", – пояснил он.
По данным американского аналитического центра IHS, в 2014 году Саудовская Аравия потратила на закупку вооружений 6,5 млрд. долл. и заняла первое место в рейтинге импортеров военной продукции. Геннадий Рябцев допускает, что в дальнейшем, если Саудовской Аравии придется повышать военные издержки, она может сыграть на повышение цен на нефть.
При этом эксперт указывает на то, что ни Сирия, ни Ирак, где сейчас ведутся активные боевые действия, не являются важными игроками на нефтяном рынке. Но само военное напряжение в регионе может провоцировать росте цен на "черное золото".
"Чем больше будут стрелять на Ближнем Востоке, тем выше будут цены на нефть", – сказал он.
По мнению Александра Палия, создание нестабильности в регионе как раз и является одной из целей России.
Вместе с тем Политолог Вадим Карасев считает, что вопрос цены на нефть – это всего лишь тактическая цель Москвы, в то время, как главная стратегическая цель РФ – это возврат в большую геополитику и создание такой конфигурации сил, при которой без России мир на Ближнем Востоке невозможен.
Политолог указывает на тот факт, что в последнее время в Москву "зачастили" представители Ирана, Египта, Сирии и других стран Ближнего и Среднего Востока.
"Если РФ проявит некую показную компромиссность и конструктивность в ситуации по Донбассу, то через "сирийский вход", Россия не только найдет выход из изоляции, но и сможет вернуться в большую геополитическую игру", – считает Вадим Карасев.
При этом эксперты сходятся во мнении, что главная цель США на Ближнем Востоке – это достижение стабильности.
"Американцы заинтересованы в стабильности этого региона и возможности для захода туда американских компаний", – отмечает Александр Палий.
По словам Вадима Карасева, нестабильный Ближний Восток может привести к усилению позиций Ирана, что в свою очередь, приведет к обострению противостояния сунитов во главе с Саудовской Аравией и шиитов во главе с Ираном.
А Саудовская Аравия еще с 30-х годов двадцатого столетия является ключевым союзником США в регионе. Кроме того нестабильность отразится на другом стратегическом союзнике США в регионе – Израиле, пояснил Вадим Карасев.
По словам эксперта, в настоящее время есть еще одна проблема для США – это ИГИЛ. "Это "государство" будет экспортировать терроризм на Запад и создавать поток мигрантов, который может обострить кризисные тренды у ЕС. А ослабление Евросоюза США не выгодно", – пояснил политолог.
Отметим, что на фоне общего врага – ИГИЛ – потеплели отношения давних противников: Израиля и Египта. В июне 2015 года впервые за несколько лет генеральный директор израильского МИДа доктор Дори Голд посетил египетскую столицу.
Более того, сегодня можно говорить о том, что все основные страны Ближнего Востока и их зарубежные союзники, несмотря на внутренние конфликты, в том либо ином формате воюют против "Исламского государства". А общий враг, как говорится, объединяет.
Однако открытым остается вопрос, удастся ли России и Западу найти компромиссное решение по дальнейшей судьбе Асада. А пока международная коалиция продолжает бомбить позиции ИГИЛ, а СМИ сообщают о наращивании российского военного контингента в Сирии.
При этом эксперты пока не берутся оценивать, насколько велики военные издержки США и РФ на военную операцию на Ближнем Востоке.