Huilo Huilo в переводе означает водоворот или омут, а не то, что вы подумали.
Есть на планете населенный пункт с не очень приличным для нашего уха названием — чилийский биологический заповедник Huilo Huilo. И вот два друга — киевлянин Александр и москвич Сергей решили устроить "паломничество" в это чудесное место в знак украинско-российской дружбы. Вернувшись, Сергей поделился с "Сегодня" своим путевым дневником.
ДОРОГА ДО ЧИЛИ. Лететь к пункту назначения можно либо через Северную Америку, либо через Южную. Для Северной, США, требуется транзитная виза, так что друзья решили не рисковать с ее получением и взять билеты через Бразилию. Что касается Чили, то украинцам нужна виза, а россиянам — нет. Александр вылетал из Киева, а Сергей — из Москвы, поэтому билеты взяли с таким расчетом, чтобы встретиться в "европах" и далее лететь вместе. Встретились во Франкфурте. В терминале подзарядили телефоны. Что интересно, люди просто оставляют свои девайсы на зарядке и не парятся, что их могут украсть. Сели в Boeing 747-400 и полетели в Сан-Паулу. Перед посадкой в самолете раздают бразильские миграционные карты, но тем, кто летит транзитом, заполнять их не надо.
САНТЬЯГО. В столице Чили обитает более 5 млн человек, и здесь живет каждый третий житель страны. Она основана в XVI веке и именуется в честь святого Яго. Он же Иаков Зеведеев, он же старший брат Иоанна Богослова, он же апостол Христа. По легенде, в 44 году на Святой земле его убил мечом царь Ирод (кстати, это единственная смерть апостола, о которой написано в Новом Завете), и его тело положили в лодку, которая чудесным образом пересекла средиземноморские просторы и причалила к берегам Испании. Тут святой много проповедовал когда-то. В том месте основали город Сантьяго-де-Компостела. Ну а название Сантьяго-де-Чили продвинули испанские конкистадоры, увековечив так покровителя Испании. Пренебрежительно город именуют Santiasco (asco — это отвращение или омерзение).
Сантьяго высотный. В столице Чили очень мало небоскребов.
Мы решили ознакомиться с мегаполисом и отправились в метро. Билеты бывают трех тарифов, но каждый выдержан в стиле "с 10:00 до 12:00 по рабочим дням, во вторую половину месяца, при условии растущей Луны". На вход надо идти по одной лестнице, а на выход — по совсем другой. То есть не как у нас, когда эскалаторы и лестницы на вход и выход идут параллельно. На выходе стоят двойные дверцы на пружинах. Сначала вы толкаете ту, которая открывается, к примеру, влево, потом проходите метр, и открываете ту, которая открывается вправо. Такой себе мини-спортклуб.
Самое интересное — это тоннели и вагоны. В отличие от советского метро, платформы располагаются по краям, а поезда идут по центру. То есть сначала вы выбираете, в какую сторону вам ехать, и идете на соответствующую платформу. Интересно, что вагоны ездят… на резиновых колесах!
Метро. Поезда на резиновых колесах.
Еще одна забавная вещь — как объявляют станции. Перед тем как закрывать двери, включают громкий писк, после чего говорят что-то типа "осторожно, двери закрываются". Далее поезд трогается, проезжает треть перегона и объявляют "следующая станция такая-то". Затем поезд проезжает еще где-то треть пути и объявляют "станция такая-то". Далее поезд останавливается, двери открываются, и тут... совсем ничего не объявляют.
В воскресенье закрыто все, кроме, разве что, сетевых магазинов Big John. То есть если вы хотите поменять деньги — вам надо либо на улочку близ Plaza de Armas (об этом мы узнали у местного карабинера, которые, к слову, ходят с реальными пистолетами, причем гражданин имеет возможность лицезреть открытую рукоятку, что как бы говорит о том, что особо церемониться они не будут, хе-хе), либо в аэропорт, все другое закрыто.
В старом городе типично американский исторический центр — перпендикулярно пересекающиеся стриты и авеню. Что интересно, стриты (или авеню?) — чисто пешеходные, в то время как авеню (или стриты?) — автомобильные. Автобусные и велосипедные полосы отделены не просто разметкой, а физически заграждениями — видимо, иначе бы соблюдали правила тут, как и у нас — то есть никак. Интересны пешеходные светофоры в центре. Пешеход там идет, а не переставляет ногу, как у нас. А за несколько секунд до красного он начинает бежать.
Малютки. Тут живут самые мелкие олени в мире.
В будни в Сантьяго в старом городе количество народу просто зашкаливает. Некий афрочилиец размахивал бутылкой и громко кричал "чича!", что есть слабоалкогольный южноамериканский напиток, похожий на пиво. Вот только вам лучше не знать, как его готовят… В общем, исходный материал, будь то яблоки, маис или кукурузный хлеб, женщины жуют, пропитывая слюной, и сплевывают в чаны. Там это нечто бродит хотя бы день. И затем эту мутную жижу разливают по бокалам. В переводе "чича" — это "плевое пиво". Короче, пробовать у нас готовности не было…
Мы зашли в местный простолюдин-молл, где увидели одну интересную особенность жителей. Друг шел с фотоаппаратом, который держал на ремешке. К нам подошел седой дедон и указательным пальцем немного оттянул нижнее веко. Как я понял из контекста, это означает "молодой человек, вы не в Лондонах, что ж вы так открыто светите дорогими вещами?". Предупреждают, значит...
Добро пожаловать! Необычное название привлекает наших людей.
ПУТЬ К HUILO HUILO. Ехать до аэропорта, чтобы лететь в Вальдивию и увидеть заповедник Huilo Huilo, мы решили на автобусах. На входе в транспорт обнаружили интересную вещь: у местных есть магнитные карточки bip!, но так как карточки у нас не было, с водителем состоялся примерно такой диалог:
— Как можно оплатить проезд?
— А вы куда едете?
— В аэропорт?
— А, в аэропорт. Это вам надо доехать до станции такой-то, там пересесть на такой-то маршрут и проехать столько-то остановок.
— Да, спасибо, но как нам оплатить проезд?
— Ну, проходите в салон.
В результате мы так и не заплатили. Сложилось впечатление, что в Чили есть некоторые платные вещи, за которые можно при определенных обстоятельствах не платить.
Вальдивия — приморский город в 800 км на юг от Сантьяго. Аэропорт тут достаточно мелкий, всего пара гейтов. Пункт получения багажа — маленькая комнатка. Напротив стоек регистрации располагаются две стойки проката автомобилей. Мы заказывали машину заранее. При регистрации нас попросили карточку, на которой было бы не менее $250, но мы перепробовали все наши карточки, и ни одна не заработала. Тогда машину нам выдали просто так (она уже была оплачена), наличными этот залог брать не захотели.
Ландшафт впечатляет. Тут есть не только, где побродить, но и чем полюбоваться, и где покататься на лыжах.
Итак, мы поехали в направлении заповедника Huilo Huilo, которое по-испански произносится как уило-уило с ударением на "и". В переводе это "водоворот" или "омут", а не в честь того, о ком вы подумали. Правда, есть также в значениях этого слова "паралитик, калека", а huila — это проститутка.
ВЛАДЕНИЯ ВИКТОРА. Здешние места — одни из самых диких на планете. Почитатели экотуризма ломятся сюда любоваться озерами, вулканами, заповедными деревьями и живностью. Парк в 600 квадратных километров находится в частной собственности. Прикупил его много лет назад, еще при режиме Пиночета, местный бизнесмен-миллионер Виктор Петерманн, горный инженер и владелец промышленной компании Tehmcorp. В 1999-м он открыл тут экопарк. Сейчас Петерманн строит третью мини-ГЭС и запускает канатную дорогу. Он говорит, что парк совершенно не окупает себя, но Виктор предпочитает не считать, сколько денег уже в него вложил, он просто воплощает свою мечту детства. Кстати, в семье Петерманнов — все продуктивные. Родная сестра Виктора, Мария Виктория, занимается производством чилийского шардоне.
Мы едем по платной дороге. Она вполне нормальная, разрешенные 120 едутся без напрягов. Допустимая скорость за городом — 95 км/ч, при этом время от времени можно увидеть знаки 80 и 60, на которые местным глубоко плевать — все продолжают ехать те же 95. Снижают скорость только там, где идет ремонт дороги. И ремонт тут — не заделывание дырок по весне, они весьма капитально подходят к этому делу.
Водопады. Главные достопримечательности — Уило-Уило и Пума.
Вскоре мы добрались в городок Нельтуме (Neltume), где был зарезервирован номер в хостеле Huilonelfui. Оставив машину, мы отправились в местные магазины, коих тут как минимум два. При покупке действует такая же схема, как и у нас в 90-х: вы выбираете товар, подходите к специальному человеку, который его выписывает, после этого с бумажкой идете к кассиру, который его пробивает и дает чек. Да, в Чили за все дают чеки с печатью. То есть вообще за все, что стоит денег. С удивлением обнаружили на полках местные "энергетические напитки": русскую и украинскую водку. Напомню, что это небольшой городок, до которого часа три пилить на машине от города, в котором аэропорт рассчитан где-то на два самолета в день. Как оно туда попало — неясно. Но в любом случае пьяных в Чили если и можно встретить, то очень редко.
Подойдя к входу, ведущему к водопадам, мы выяснили, что билет стоит 2000 песо (это 200 рублей или 80 гривен по-нашему). Плюс к этому можно забраться на вулкан. Это дело происходит либо на внедорожниках, либо на huiloшадях.
Часть местных достопримечательностей открыты только для жильцов гостиниц. Экзотических тут минимум семь. Есть, к примеру, "Нотофагус", который нам удалось посетить. Nothofagus, или "Южный бук", представляет собой спираль, то есть ступенек между номерами тут нет. Внутри растет то самое дерево, в честь которого назван отель. Если долго идти по этой спирали вверх, можно выйти на крышу и пофотографировать окрестности, включая местный 2,4-километровый вулкан. Ночь тут обойдется минимум в 170 долларов! В отеле есть бассейн с подогревом, холодные, влажные и сухие сауны, "инфракрасная" комната отдыха — в общем, хоть вокруг и тропические леса, блага цивилизации имеются.
Нотофагус. Ночь стоит от $170.
В "Нотофагусе" работает магазин с сувенирами, в котором, в том числе, продают местное пиво Petermann, названное в честь владельца. Напиток можно найти только там, в другие города и страны он не поставляется. Неподалеку есть пивоварня. Тут стоит памятник тому самому Petermann’у.
Стоит побывать и в местном музее вулканов. Вход стоит 2000 песо, но на кассе никого не было, поэтому, соблюдая чилийские традиции, мы зашли просто так. В музее показывают камни различных эпох, посуду и орудия труда разных времен и культур.
Чтобы посмотреть на местную живность, нужно следить за придорожными указателями. Они ведут к огороженной территории, внутри которой пасутся звери и разгуливают птицы, а над всем этим построена деревянная дорога, так что можно поснимать сверху. На одной из таких дорог показывают кабанов, а на другой — всяческих оленей. Указатель гласит: олени — налево, кабаны — направо. Кабанов мы, правда, не увидели, зато встретили целое стадо оленей, которые по-испански называются huemul’ами, а по-нашему — южноандскими оленями. Кстати, в здешних местах живут самые маленькие олени в мире — Пуду (или Пуду пуда). Они весят 10 кг и всего 40 см в высоту. Красавчики обожают виноград и цветы, едят листья невысоких деревьев, папоротник и могут выжить без воды в течение длительного периода из-за высокого содержания влаги в сочных листьях.
Главных водопадов тут два: Huilo Huilo и Puma. Для подхода к ним сделаны тропинки, которые идут вдоль деревьев. Большую часть пути придется пробираться по корням, так что на всяких роликах тут не покатаешься. В особо труднодоступных местах организованы лестницы. Чтобы туристы не заблудились, повсюду стоят указатели, на которых, в том числе, указано расстояние до водопадов. Обрывы огорожены деревянными заборами. Встречные люди, кстати, частенько здороваются.
Музей вулканов. Вход стоит 80 грн, но некому было уплатить.
Наконец мы дошли до водопада Huilo Huilo. Посмотреть на него можно с трех точек: с верхней смотровой площадки, с площадки внизу, от которой водопад отделен камнями, и с самих камней. Последний вариант — для сильных экстремалов. Во-первых, вход на камни организован так, что добраться сможет не каждый, там надо карабкаться. Во-вторых, это не совсем безопасно. Тем не менее народа там достаточно много.
Второй водопад, Puma, фотографировать оказалось гораздо сложнее, чем Уило-Уило. Даже со смотровой площадки мало что видно, ибо кругом растут деревья и закрывают обзор. А еще на смотровой площадке стоит весьма пессимистичный памятник: "Памяти Ayelet Shatar, нашей любимой 22-летней дочери из Израиля, погибшей 28.11.03, прикоснувшись к самому южному раю на земле, при падении в водопад Пума". Так что, дети, всегда соблюдайте технику безопасности.
Выход с территории заповедника — исключительно через магазин сувениров, что есть очень удачный коммерческий ход. Мы закупились открытками. А вот футболку с Huemul’ом купить не удалось. С картинкой и надписью были только женские. Ну, может, оно и к лучшему — не очень, наверное, культурно ходить по Москве или Киеву в футболке с надписью Huemul :)
После дня в Neltume мы отправились в туристический городок Pucon посмотреть на вулкан Вильяррика — именно на тот, извержение которого было в марте этого года. В Пуконе мы начали с пляжа, так как оттуда лучше всего виден вулкан. Вообще, Pucоn — одно из самых популярных туристических направлений в южной части Чили. Тут есть, помимо яхтинга, такие развлечения, как катание на лыжах, лошадях, каноэ, каякинг, рафтинг, скалолазание (покорение вулкана). Можно потусить на местных ремесленных рынках или сыграть в казино.