Камеры наблюдения давно вошли в нашу жизнь. Так, что мы их перестали замечать.
Давайте сознаемся: мы любим предсказателей. Разных мастей — от астрологов (это удивительные люди, некоторые из которых до сих пор не знают, что одна из звезд в созвездии Стрельца, к примеру, далеко не звезда, а целое скопление диаметром в добрую сотню световых лет) до биржевых и политических аналитиков (не менее удивительные ребята, способные делать выводы приблизительно на тех же основаниях, что и астрологи). Будущее — штука весьма туманная, а тут хоть какая-то определенность.
Но вот вам история о предсказателях, у которых есть все шансы стать ненавистными для всех и каждого. Во-первых, потому что это машины. Во-вторых — потому что они предсказывают преступления, а каждый из нас в чем-то да замешан. В-третьих, потому что они могут ошибаться. Добро пожаловать в мир Генри Каттнера, Роберта Шекли, Филиппа Дика и Джорджа Оруэлла. Мира, в котором машины решают, хотите ли вы преступить закон. Мир, в котором злоумышленника задерживают еще до совершения им преступления.
КИТАЙ: эксперимент на миллиард человек
Совсем недавно, в начале этого года, китайские правительство поручило крупнейшему военному подрядчику China Electronics Technology Group разработать систему предсказания преступлений. Естественно, все происходит в режиме строжайшей секретности — у Министерства госбезопасности КНР даже сайта нет, а телефон они попросту игнорируют. Но главный инженер CETG Ву Манкин все-таки проболтался журналистам Bloomberg, что новая программа будет составлять портреты подозреваемых, анализируя информацию с банковских счетов и места работы, хобби, потребительские привычки и, что главное, кадры с камер наблюдения. И реагировать на нестандартное поведение. К примеру, житель бедной деревни вдруг обзавелся кругленькой суммой. Или человек, не имеющий родственников в других странах, начинает часто звонить за границу. Все это – признаки потенциального террориста. Выявив нечто подобное, государство может заморозить банковские счета гражданина и потребовать от работодателя доступ ко всем коммуникациям подозреваемого.
Интересно, что тестировать систему будут в северной провинции Синцзян (вошла в состав Китая в 1949 году) и Тибете. То есть именно там, где живет оппозиционно настроенное этническое меньшинство.
Но китайская система реально может заработать. "Эта программа не имеет аналогов, поскольку не встречает сопротивления ни со стороны законов о частной жизни, ни со стороны общественных организаций", — говорит Локман Цуй, ассистент-профессор из Школы журналистики Китайского университета в Гонконге. И уточняет: в Китае и так существует традиция доноса на необычное поведение соседей. К тому же еще со времен Мао на каждого китайца есть особый файл, в котором перечислены его школьные достижения, медицинская история, рабочие успехи, отзывы о личности и прочие сведения, которые мы с вами считаем конфиденциальными.
К тому же с 1 января в Китае вступили в силу новые антитеррористические законы. Теперь власти могут получить доступ к банковским счетам, телекоммуникациям и национальной сети камер наблюдения, которая называется "Скайнет". Многие компании вынуждены были подчиниться: Baidu (ведущая поисковая система), Tencent (владеет мессенджером WeChat), и Sina Weibo (типа Twitter). Вполне естественно, что официально компании открещиваются от сотрудничества с государством, однако источники в них рассказывают: китайские власти уже обращались с требованием предоставить информацию о пользователях.
Baidu, к слову, уже научила свою систему предсказывать заранее риск возникновения большого скопления людей, которое может привести к травмам и смерти. Для обучения они взяли данные о шести "точках интереса" в Пекине (места проведения общественных мероприятий, достопримечательности и транспортные узлы) и онлайн-запросы пользователей на карте. В результате предсказания совпадали с реальностью с точностью до одного часа. Впрочем, уточняют в компании, информация о перемещении пользователей анонимна, так что следить за отдельным человеком не получится.
США: архив, досье и умные алгоритмы
Но Китай остается Китаем — он достаточно тоталитарен, там действует множество запретов, которые нормальному человеку покажутся странными. Совсем другое дело — наши мировые оплоты демократии вроде США и Западной Европы. Вот там-то подобные вещи никогда не произойдут, скажете вы, и… будете неправы.
Пересказывать историю Эдварда Сноудена, который рассказал, как АНБ следит за всем миром, я не буду. Куда интереснее другое: уже несколько лет в США абсолютно публично реализуется та самая "допреступность".
Представьте себе, что вы — Роберт Макдэниел, и вам 22 года. Вы живете в Чикаго, в неблагополучном районе. Временами играете в азартные игры. Покуриваете марихуану. Пару раз задерживались по подозрению в правонарушении. И тут к вам заходит полицейский и говорит: "значит так, парень, мы следим за тобой, так что не вздумай даже нарушать закон". Роберт реально офонарел. Но еще больше парень изумился, когда узнал, что он занесен в "хит-лист" департамента полиции Чикаго. Вместе с ним — еще 400 человек.
"Мы предотвратили сотн