Авторизация

Музы великих украинцев: "дрянь" Пиунова отказала Шевченко, а Званцева свела с ума Репина

Музы великих украинцев: "дрянь" Пиунова отказала Шевченко, а Званцева свела с ума Репина
Женщины великого Кобзаря.

"Я виноват только в том, что Вас люблю, горячо и искренне. И если же Вы все-таки считаете меня виновным, я готов чем угодно заслужить Ваше прощение, только не сердитесь". Эту записку известный украинский писатель Михаил Коцюбинский положил как-то утром на стол своей юной сотруднице. Чем уж он там провинился, история умалчивает. Значительно позже он напишет ей в письме: "Семь лет я люблю тебя, а мне кажется, что не прошло и семи часов, так мое чувство свежо и ново. Разве это не чудо, разве это не радость!..".
Когда читаешь биографии выдающихся людей, особенно истории их любви, невольно задаешься вопросом: почему же все так сложилось? Зачем эти любовные треугольники, все эти неразделенные страсти? "Это нормальные человеческие судьбы. Человек должен искать выход из тупиков, в которые сам себя завел, страдать. В этом и состоит жизнь, — считает Наталья Петренко, заведующая сектором древней литературы Национального музея литературы Украины. — Страсти, трагедии, поражения, надежды на будущее — все это вдохновляет. Человек, который не сомневается, не страдает глубоко внутренне, мало что может рассказать человечеству".
ФРАНКО: расстался с невестой из-за ее отца
Музы великих украинцев: "дрянь" Пиунова отказала Шевченко, а Званцева свела с ума Репина

"Первой любовью поэта была дочь священника Ольга Рошкевич", — рассказывает Александр Пушенко, научный работник музея Ивана Франко. История их отношений по красоте и трагичности могла бы соперничать с самыми сильными шекспировскими сюжетами. Вот ее последний штрих: умирая в 1935 году, Ольга попросила положить ей под голову в гроб письма от поэта, любовь к которому она пронесла через всю жизнь.
Начиналось все светло и радостно. Даже родители девушки благосклонно относились к ее отношениям со способным и перспективным студентом Львовского университета. Речь уже шла о свадьбе — правда, родители настояли, что ее отложат до окончания учебы. Но потом последовали арест и семимесячное заключение Ивана, слишком активно увлекавшегося революционными идеями, с исключением из университета. И суровый отец Ольги показал юноше от ворот поворот.
Ольга не посмела пойти против родительской воли, и влюбленные расстались. Единственной связью осталась переписка, которую они вели через друзей 10 лет.
Франко так и не смог забыть первую любовь: долгие годы для него причиной интереса к женщине могло быть то, что она "похожа на Ольгу".
ОЛЬГА. После расставания с Рошкевич в жизни Франко метеорами промелькнули еще три женщины. Но следующей действительно важной и любящей женщиной в жизни поэта стала другая Ольга — Хоруживская. В сентябре 1885 года в своем письме к ней Франко сделал предложение: "Что бы Вы сказали, если бы якийсь-небудь галичанин, например я, приступил к Вам с просьбой: будьте моей женой, моей женщиной?". Они поженились, и на несколько лет Ольга стала поэту другом и помощником. Благодаря ей он получил-таки высшее образование, а позже защитил диссертацию с присвоением степени доктора философии. Она родила ему трех сыновей и дочь. Но в 1900 году у нее проявляются признаки психического расстройства. Дальше болезнь прогрессировала. В 1914 году Ольга оказалась в психлечебнице, откуда вышла через 4 года — уже после смерти мужа.
ЦЕЛИНА. В одном из писем поэта есть такие слова: "Фатальное для меня было то, что, уже переписываясь с моей нынешнею женщиной, я издалека познал одну панночку-польку и влюбился в нее. Вот сия любовь и перемучила меня дальнейшие 10 лет". С этой красавицей, Целиной Журовской, у Франко совсем не сложилось: он не нравился ей внешне. Она посмеивалась над его манерами, любовью к вышиванкам и привычкой общаться с простыми людьми. Еще больше веселья, смешанного со злостью, добавляли его неуклюжие, робкие, но в то же время навязчивые попытки ухаживания. Сильные чувства сыграли с ним плохую шутку: поэт буквально таскался за предметом обожания, не осмеливаясь при этом даже заговорить. В 1896 году Целина вышла замуж, родила сына и дочь. Когда в 1914 году больной Франко остался один — жена в больнице, дети на фронте — давно овдовевшая к тому времени Целина перебралась в дом поэта с детьми, и чуть более полугода жила там, ухаживая за больным. "Она хотела, чтобы Франко переписал свой дом не ее сына, — рассказывает Александр Пушенко. — Но он ее раскусил и выгнал".
Музы великих украинцев: "дрянь" Пиунова отказала Шевченко, а Званцева свела с ума Репина

Первая и последняя. Рошкевич и Журовская.
РЕПИН: "Никого я не любил так непозволительно"
Музы великих украинцев: "дрянь" Пиунова отказала Шевченко, а Званцева свела с ума Репина

"Их было четыре сестры и — как досадно! — ни одного брата, а потому мне неловко было идти к девочкам Полежаевым… И вот более трех лет я не мог равнодушно видеть Нади, третьей сестры. Кровь бросалась мне в голову, я краснел, задыхался и более всего боялся того, что кто-нибудь заметит мою страсть к этой девочке… А сколько было страдания видеть ее говорящей с другим! Ревность меня съедала. Но когда мне удавалось остаться с Надей наедине, язык мой немел и я не мог произнести ни одного слова". Так в своей автобиографии "Далекое близкое" выдающийся художник Илья Ефимович Репин описывает первые опыты влюбленности.
ЖЕНА ВЕРА. "Первой женщиной, сыгравшей большую роль в жизни живописца, стала его жена Вера Алексеевна Шевцова, — рассказывает Галина Ермошенко, экскурсовод художественно-мемориального музея Репина в Чугуеве Харьковской области. — Она познакомилась с Репиным еще девятилетней девочкой, когда он приехал в Петербург поступать в Академию художеств. В 1892 году, когда ей исполнилось 16 лет, а ему было 26, произошло венчание". Первое время Вера действительно играла роль Музы: позировала ему для рисунков и картин, поддерживала во всем. А также родила четверых детей и держала на себе дом. Но по мере роста славы Репина жена начинала казаться ему все более скучной. А вокруг было столько интересных женщин, восторженно глядевших на гения… Начались не слишком серьезные интрижки, муж с женой все больше отдалялись друг от друга, и все закончилось разрывом.
ЕЛИЗАВЕТА. Позже жизнь отомстила живописцу за страдания супруги, послав ему страсть к юной Елизавете Званцевой. Всю глубину безумия, в которое впал Репин, можно увидеть в его письмах любимой: "Боже мой, боже, я никогда не воображал, что чувство мое к вам вырастет до такой страсти. Я начинаю бояться за себя... Даже искусство отошло куда-то. Везде Ваш образ. Ваш чудный, восхитительный облик, Ваша дивная фигура с божественно-тонкими, грациозными линиями и изящнейшими движениями!.." Кстати, о письмах. "Интересно, что Елизавета Николаевна все письма, которые адресовала Репину, просила возвращать или уничтожать. Но все его письма она сохранила", — рассказывает Ермошенко. Конечно, ничего путного из этого не получилось: сперва барышне льстило внимание такого человека, а потом она поняла, что отношения пора прерывать. "Хотя их как таковых и не было. Только страсть со стороны Репина", — замечает Ермошенко.
НАТАЛЬЯ. В 1900 году в Париже на Всемирной художественной выставке Илья Ефимович познакомился с писательницей Натальей Борисовной Нордман, публиковавшейся под псевдонимом Северова. Она была на 19 лет младше художника и вскоре стала его женой. Некрасивую, но очень эксцентричную Наталью никак нельзя было назвать скучной. Но и эти отношения не длились вечно: они разошлись незадолго до ее смерти в 1914 г. от чахотки. После нее никаких серьезных отношений у художника не было.
Музы великих украинцев: "дрянь" Пиунова отказала Шевченко, а Званцева свела с ума Репина

От скуки к эксцентрике и страсти. Слева направо: Вера, Наталья и Елизавета.
ШЕВЧЕНКО: любил многих, но жену так и не нашел
Музы великих украинцев: "дрянь" Пиунова отказала Шевченко, а Званцева свела с ума Репина

Это сейчас украинцы в большинстве своем воспринимают Тараса Григорьевича как сурового классика, всецело погруженного в тяжкие думы о горькой судьбе украинского крестьянства. А вот в молодости Шевченко еще как умел получать удовольствие от жизни. Красивый, остроумный, таланливый, прекрасно танцующий и исполняющий классические песни, он пользовался большой популярностью у женщин. При этом он не довольствовался нежностью одних только барышень из приличного общества: молодой Тарас и в публичные дома захаживал, и венерические болезни подлечивал. Поэтому рассказать обо всех женщинах Кобзаря невозможно по чисто техническим причинам — строгого их учета никто не вел. Да и тех, о ком хватает информации, слишком много для короткого рассказа. Поэтому "Сегодня" обратились к профессионалам, много лет занимающимся этой темой: кто в первую очередь вспоминается им, когда речь идет о самых важных в жизни Шевченко женщинах?
ВАРВАРА. "Большую роль в жизни Шевченко сыграла княжна Репнина, — считает Екатерина Барановская, заведующая научно-исследовательским отделом методической и образовательной работы национального музея Шевченко. — В 1843 году он приехал в их усадьбу в Яготине, чтобы выполнить две копии с портрета ее отца. В момент знакомства с Шевченко ей было 35 лет, а Тарасу — 29. Она влюбилась, хотя он к ней относился скорее как к старшей сестре, как к другу. Поэтому романа у них не получилось. Но тем не менее она — первая из женщин, оценившая его талант как поэта, признавшая его гениальным". Репнина очень много делала для Шевченко, для его комфорта и заработков: помогала ему с трудоустройством, распространением книг. Она была чуть ли не единственной, кто поддерживал с ним отношения в ссылке. Но она отталкивала молодого Тараса тем, что пыталась учить его уму-разуму, мол, не шляйся по балам, занимайся творчеством. Да и к моменту знакомства с Репниной сердце Шевченко уже было занято Анной Закревской.
"Известно, что Репнина и Шевченко один раз после ссылки встречались в Москве. Но эта встреча оказалась совсем не тем, чего они ожидали. В памяти Репниной Шевченко был молодым мужчиной с пышной шевелюрой, а после ссылки он стал совсем другим человеком. А самому Шевченко не понравилось, что Репнина пополнела", — рассказывает Барановская.
АННА. С юной — ей бы 21 год — Закревской Тарас познакомился на балу и влюбился практически сразу. Но миру свои чувства не являл: девушка была замужем. "Она была очень кокетливой женщиной, ей нравилось внимание мужчин, так что какая-то интрижка не исключается. Но какой-то информации, что она ответила Шевченко взаимностью, нет", — говорит Барановская. Зато известно, что даже долгие годы спустя Тарас Григорьевич хранил цветок, полученный от Анны на балу.
АГАТА. В ссылке у поэта возникла платоническая влюбленность в жену коменданта Новопетровской крепости Агату Ускову. Они часто гуляли, много беседовали. "Но поползли слухи, и она была вынуждена отвадить поэта", — рассказывает Барановская.
"Дрянь госпожа Пиунова! От ноготка до волоска дрянь!"
рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка