Рабочая группа под руководством первого заместителя руководителя администрации президента Вячеслава Володина практически завершила работу по уточнению понятия политической деятельности некоммерческих организаций, рассказали «Ленте.ру» участники группы. По их словам, получателям зарубежного финансирования, не желающим попасть в реестр иностранных агентов, могут запретить публичную активность в виде митингов и шествий, издание политических брошюр, и в целом им вряд ли позволят критиковать внутренние проблемы государства. Ожидается, что теперь НКО будут относить к политическим после тщательной проверки по трем направлениям.
Срок выполнения поручения президента Владимира Путина по уточнению понятия политической деятельности, за которое ответственны Вячеслав Володин и министр юстиции Александр Коновалов, истекает 20 декабря.
По информации «Ленты.ру», расширенное и конкретизированное определение практически готово и в настоящее время государственно-правовое управление президента (ГПУ) и Минюст готовят доклад президенту.
Вопрос о его корректировке правозащитники поднимали еще в 2012 году, когда был принят закон об иностранных агентах. Они настаивали на том, что из-за расплывчатой формулировки клеймо «агента» клеится чуть ли не на всех подряд. Минюст заносит организацию в реестр иностранных агентов, если она получает финансирование из-за рубежа и если ее деятельность признается ведомством политической в соответствии с законом.
Жалобы правозащитников были услышаны, и 1 октября на встрече с членами Совета по правам человека (СПЧ) Владимир Путин заявил, что под понятие политической деятельности «нельзя подгонять все, что не нравится представителям власти».
Как рассказал «Ленте.ру» глава комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов, концептуально эта работа завершена. За основу решено взять предложения Минюста, который предлагает анализировать деятельность НКО, получающих иностранное финансирование или имущество, по трем направлениям: цели, сферы и формы.
«Получается своеобразная трехмерная матрица: эти критерии накладываются друг на друга, и на основе полученных данных делаются выводы, занимается ли получающая деньги из-за рубежа организация политикой», — объясняет Нилов.
По его словам, если цели НКО — влияние на внутреннюю политику России или на принимаемые госорганами решения, если сфера ее деятельности касается территориальной целостности, безопасности государства, соблюдения законности, правопорядка, изменения государственного строя, — такая организация должна признаваться иностранным агентом.
Дина Ушакова