Генеральный прокурор России Юрий Чайка в ответе на запрос «Коммерсанта» назвал главу инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера заказчиком фильма, выпущенного от имени Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) оппозиционера Алексея Навального. По убеждению Чайки, дважды судимому Навальному «не по зубам снять этот дорогой и полный лжи фильм».
По его словам, фильм, якобы снятый фондом Навального, не произвел на него сильного впечатления. «Хочу заметить, что я не являюсь действующим лицом ни одного из его сюжетов», — подчеркнул он.
[/i][/url]По убеждению генпрокурора, Навальный «играл весьма скромную роль в этой истории». Чайка добавил, что круг заказчиков дорогостоящего фильма сужается. «Их стоит искать среди людей, обладающих большими финансовыми возможностями и при этом ненавидящих нашу страну в целом и российскую прокуратуру в частности», — пояснил он.
Чайка напомнил, что прокуратура совместно с другими правоохранительными органами проводит проверки и расследования в отношении организаций и лиц, действующих вопреки интересам России, что могло вызвать у них стремление любой ценой остановить эту работу.
«Однако заказчиком этого конкретного фильма я считаю конкретного человека и стоящие за ним мощные структуры. Этот человек знает о наших расследованиях и опасается их», — отметил он, уточнив, что речь идет о Браудере.
Чайка напомнил, что, в частности, структуры Браудера пытались, незаконно сформировав пакет акций, влиять на руководство «Газпрома». Он добавил, что «криминальным апогеем» деятельности его группировки стала реализация схемы хищения более пяти миллиардов рублей из российского бюджета.
По словам генпрокурора, деятельность Браудера сопровождалась «чередой загадочных смертей людей из его окружения», происшедших после начала расследования в России совершенных им преступлений.
На определенной стадии расследования в России Браудер понимает, что «все для него может закончиться очень плохо», и в этот момент в СИЗО от заболевания умирает Сергей Магнитский, отметил Чайка. «Браудер и его руководители из спецслужб США решают использовать эту смерть по максимуму», — добавил он.
Браудер и его кураторы, стремясь доказать свою версию, подали в американский суд, обвинив российского бизнесмена. Давление со стороны США было призвано побудить ответчика заключить с Браудером мировое соглашение, что юридически сняло бы с него подозрения и подтвердило бы его версию о хищении денег, отметил Чайка. Однако в ходе процесса суд решил исследовал все доказательства. Сам Браудер от явки в суд уклоняется, объяснив это тем, что в этом случае вынужден будет раскрыть всю свою агентскую работу в России за 20 лет.
«Он явно напуган. Причем боится не только за себя, но и за очень влиятельных людей, стоящих за ним», — указал Чайка.
«У меня нет никаких сомнений в том, что заказчиками этого лживого фильма являются Браудер и стоящие за ним спецслужбы», — резюмировал генпрокурор. По его словам, цель «черного пиара» заключается в дискредитации Генпрокуратуры России как органа, уполномоченного осуществлять международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, а также дискредитировать сам факт расследования деятельности Браудера и его структур и загасить это расследование.
«Ну и наконец, есть глобальная цель — скомпрометировать генерального прокурора России, его подчиненных региональных руководителей, вновь заявить о нашей стране как о партнере, с которым лучше не иметь дело, стране, достойной экономических и прочих санкций», — подчеркнул Чайка.
1 декабря Навальный, основавший ФБК в 2011 году, на своем сайте опубликовал информацию, касающуюся якобы незаконного заработка семьи генерального прокурора. По данным фонда, главными персонажами расследования стали сыновья Чайки — Артем и Игорь.
4 декабря ФБК подал в суд на генпрокурора. Иск касается его заявления о публикации фонда. Комментируя расследование ФБК, Чайка охарактеризовал его как «заказ, выполненный не на деньги исполнителей».
Магнитский, арестованный по обвинению в уклонении от уплаты налогов, умер в московском СИЗО 16 ноября 2009 года. Его коллеги Уильям Браудер и Джемисон Файерстоун тогда связали арест с тем, что он вскрыл коррупционные схемы, к которым причастны некоторые чиновники и сотрудники ряда госструктур.
Браудер был обвинен в совершении мошенничества в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ). По данным МВД, с 1999-го по 2004 год бизнесмен незаконным образом приобрел более 131 миллиона акций «Газпрома» через подставные компании с целью обойти действовавший запрет на покупку акций иностранными инвесторами без специального разрешения правительства России.
11 июля 2013 года Тверской суд Москвы заочно приговорил Браудера к девяти годам заключения по делу о неуплате налогов. В этом же преступлении суд признал виновным и покойного Магнитского. Позднее Россия объявила бизнесмена в международный розыск. Однако Интерпол отказался его искать, сочтя его преследование политически мотивированным.