Президент России Владимир Путин в четверг, 3 декабря, огласил послание Федеральному собранию — двенадцатое по счету и последнее для Госдумы шестого созыва. На повестке дня — вопросы определения стратегического плана страны: в выступлении главы государства нашли отражение тезисы по политическому, экономическому и социальному блоку. «Лента.ру» следила за основными темами из выступления главы государства.
Россия уже давно на переднем рубеже борьбы с террором. Мы знаем, что такое агрессия международного терроризма. Россия столкнулась с ней в середине 90-х годов, и наша страна, ее граждане испытали жестокие террористические атаки. Потребовалось почти десять лет, чтобы переломить хребет бандитам. Мы практически выдавили террористов из России, но до сих пор ведем непримиримую борьбу с остатками бандподполья. Но это зло до сих пор дает о себе знать. Два года назад совершены теракты в Волгограде. Совсем недавно взорван российский гражданский самолет над Синаем. Невозможно победить международный терроризм силами только одной страны, особенно в условиях, когда границы в мире фактически открыты, а мир переживает еще и новое переселение народов, когда террористы получают постоянную финансовую подпитку.
Угроза терроризма нарастает. Еще не решена проблема Афганистана. Ситуация в этой стране тревожная и не вселяет оптимизма, а недавно устойчивые, достаточно благополучные, кстати, страны Ближнего Востока и Северной Африки — Ирак, Ливия, Сирия — превратились в зону хаоса и анархии, из которой исходит угроза всему миру. И мы же знаем, почему это произошло. Знаем, кому захотелось сместить неугодные режимы, грубо навязать свои правила. В результате что? Заварили «кашу», разрушили государственность, стравили людей между собой, а потом просто, как у нас говорят в России, «умыли руки», открыв дорогу радикалам, экстремистам и террористам. Особая опасность для нас исходит от боевиков, которые сконцентрировались в Сирии. Среди них — немало выходцев из России, из стран СНГ. Они получают деньги, оружие, накапливают силы. И если окрепнут, победят там, то неизбежно окажутся у нас, чтобы сеять страх и ненависть, взрывать, убивать, мучить людей. И мы обязаны встретить их и уничтожить на дальних подступах. Вот почему было принято решение о военной операции на основании официального обращения законной, легитимной сирийской власти. И в Сирии наши вооруженные силы сражаются, прежде всего, за Россию.
Уроки прошлого в полный рост встали перед мировым сообществом. Исторические параллели показывают, что в 20-е годы нежелание объединить свои усилия в борьбе с нацизмом были оплачены десятками миллионов жизней в самой кровавой мировой войне. Сегодня мир лицом к лицу снова столкнулся с разрушительной, варварской идеологией. Мы не имеем права допустить, чтобы новоявленные мракобесы добились своих целей. Нужно отбросить все споры и расхождения, объединиться в единый кулак, мощный антитеррористический фронт для борьбы с международным терроризмом.
Мы знаем, кто в Турции набивает свой карман и дает террористам заработать на награбленной в Сирии нефти. Именно в Турции укрывались и находили моральную и материальную поддержку боевики, которые орудовали на Северном Кавказе в начале 2000-х годов. Мы не забудем этого пособничества террористам. Пусть знают это те в Турции, кто стрелял в спину нашим летчикам.
Я вообще, уважаемые коллеги, не понимаю, зачем они это сделали. Любые вопросы, любые проблемы, любые противоречия, которых мы даже и не видели, можно было решить совершенно другим способом. Более того, мы были готовы сотрудничать с Турцией по самым чувствительным для нее вопросам и готовы были пойти так далеко, как их союзники не желали делать. Только, наверное, Аллах знает, зачем они это сделали. И, видимо, Аллах решил наказать правящую клику в Турции, лишив ее разума и рассудка. Но от нас не дождутся истеричной и опасной реакции. Этого не будет. В основе наших действий, прежде всего, будет ответственность перед своей страной и своим народом. Мы не собираемся бряцать оружием. Но если они думают, что за убийство наших людей отделаются помидорами, они ошибаются, мы знаем, как действовать.
Необходимо повышать независимость и объективность судебного процесса. В этой связи предлагаю укрепить роль института присяжных заседателей, расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать. Можно подумать о сокращении числа присяжных до пяти-семи человек, при этом обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решений.
Дефицит бюджета по итогам 2016 года не должен превышать 3 процента. Даже если наши доходы будут меньше ожидаемых. Бюджетное планирование, каждый бюджетный цикл нужно начинать с четкой фиксации приоритетов. Доходы государства не должны уходить «мимо кассы». Предлагаю сформировать единый целостный механизм регистрирования таможенных, налоговых и других фискальных платежей. В ближайшие годы налоговые платежи для бизнеса повышаться не должны. Считаю свободу предпринимательства важнейшим экономическим и социально значимым вопросом. Именно расширением свободы мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать.
Одна из важнейших мер демографической политики — развитие дошкольного образования. За последние три года было дополнительно открыто порядка 800 тысяч мест в детских садах, практически во всех регионах России детям от трех до семи лет обеспечена доступность таких учреждений. Но пока конкретные семьи все еще продолжают сталкиваться с проблемами при устройстве ребенка в детский сад. И пока это есть, мы не можем считать вопрос закрытым. Я прошу и правительство, и руководителей регионов обратить на это особое внимание.
В прошлом году было объявлено об амнистии капиталов, возвращающихся в Россию. Между тем бизнес пока не спешит воспользоваться этой возможностью, а значит, предложенная процедура сложна, гарантий недостаточно. Я слежу и за дискуссиями, которые идут сейчас в обществе по этому поводу. Говорят, то, что мы сделали, и те решения, которые приняли, немножко получше, чем аналогичные решения прошлых лет, но этого точно недостаточно и сегодня. Прошу правительство провести дополнительные консультации с деловым сообществом, с Верховным судом, правоохранительными органами и в короткие сроки внести коррективы, а саму амнистию предлагаю продлить еще на полгода.