Авторизация

Дьявол в поправках

Богословы не рады выводу священных книг из-под действия закона об экстремизме
Дьявол в поправках

Депутаты Госдумы 23 октября приняли в первом чтении президентский законопроект, который исключает из сферы действия закона об экстремизме священные тексты четырех традиционных религий России — Библии, Корана, Танаха и Ганджура. Профильные комитеты рекомендовали законопроект к принятию, однако религиозные деятели надеются, что это только начало. По их мнению, под закон об экстремизме не должны попадать и другие авторитетные религиозные тексты.

Своим законопроектом глава государства предлагает прописать в законе о противодействии экстремизму пункт о том, что священные книги четырех традиционных религий России (христианства, ислама, иудаизма и буддизма — соответственно Библия, Коран, Танах и Ганджур) не могут быть признаны экстремистскими материалами. И, похоже, депутаты медлить с принятием этих поправок не намерены. Об этом говорит оперативность работы с документом. Только 14 октября он был внесен президентом, а уже 16-го рассмотрен членами назначенного ответственным за законопроект комитета по безопасности и противодействию коррупции, которые предложил назначить первое чтение на 23 октября.

«У нас всегда подчеркнуто уважительное отношение к инициативам президента, — объясняет активность коллег зампред комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн (Единая Россия). — Они всегда рассматриваются в первоочередном порядке. И это правильно. У нас большое количество субъектов законодательной инициативы, начиная с региональных парламентов и заканчивая депутатами Думы и членами Совета Федерации. А когда законопроект вносит президент — понятно, что это совсем чрезвычайная мера».
Почему же она стала чрезвычайной?

Дьявол в поправках

«Я готов защищать Коран до конца»
Как Рамзан Кадыров вступился за священную книгу мусульман
Предатели и шайтаны

История началась в сентябре, когда вспыхнул скандал вокруг решения Южно-Сахалинского суда признать экстремистской литературой книгу «Мольба к Богу: ее значение и место в исламе». Судья Наталья Перченко и прокурор Татьяна Билобровец сочли противозаконными, разжигающими межрелигиозную рознь цитаты из Корана, из сур «Аль-Фатиха» и «Аль-Джинн».

Этот вердикт вызвал возмущение как представителей мусульманской общины, так и приверженцев других религиозных течений. Глава Чечни Рамзан Кадыров потребовал строго наказать Перченко и Билобровец, обвинив их в попытке «взорвать ситуацию» в стране. «Те, кто вынес данное решение, — это национальные предатели и шайтаны», — написал он на своей странице в Instagram. И подал апелляцию на решение сахалинской Фемиды.

Солидарность с чеченским лидером проявил известный общественный и религиозный деятель православный диакон Андрей Кураев, назвавший решение Южно-Сахалинского суда чудовищным, а вынесших вердикт судей «дураками» и «провокаторами». В конце концов решение суда обжаловала прокуратура.

Можно ли вообще подходить к древним религиозным текстам с мерками современного антиэкстремистского законодательства? Нет, считает глава комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин, который предложил вывести из-под действия закона канонические тексты традиционных религий. Руководитель синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил компромисс: не «судить» тексты старше двухсот лет. Поэтому узкие, предельно четкие рамки президентского законопроекта общественники и священнослужители склонны рассматривать лишь как первый шаг в деле наделения религиозной литературы иммунитетом от светского права.

Дьявол в поправках

«Либо православие, либо ислам»
Дмитрий Энтео о миссионерстве, христианских политиках и Кадырове

Так же считает единоросс Михаил Маркелов, первый зампред комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций: «Закон носит превентивный характер, чтобы не допускать нелепостей в судопроизводстве. Богословы стали детализировать закон, у них возник вопрос, что вообще считать священным писанием. Но мы говорим о концептуальном законе, в котором президент четко обозначил рамки. А остальное все от лукавого. Дьявол кроется в деталях. Эта дискуссия, что чем считать, длится веками, и теологи ни к чему не придут никогда. И мы так никогда закон не примем».

Он обращает особое внимание на то, что неподсудность священных текстов не означает неподсудность людей, которые захотят воспользоваться их подчас довольно резкими для современного общества формулировками. Например, встречающимися в Коране призывами к войне против немусульман или указанием Ветхого завета воздавать «око за око».

«Если какие-то люди будут призывать к войне именем Аллаха — это совершенно иная история. Даже если они ссылаются на священные писания, под уголовную ответственность попадают их деяния — призыв идти войной против кого бы то ни было. Закон говорит только о том, какие книги нельзя считать экстремистскими, а не какие действия», — разъясняет депутат. По его словам, законопроект может быть полностью принят уже в ноябре, поскольку его поддержали представители всех фракций.

Сергей Подосенов

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Ви часто занимаетесь сексом на першому побаченні?