Авторизация

Какой силы землетрясение в отношениях РФ — Турция?

Обзор публикаций о России, 5-11 октября
Какой силы землетрясение в отношениях РФ — Турция?

СМИ продолжили высказывать предположения о целях, которые Россия может преследовать в Сирии, и искать ответ на вопрос: кого Россия бомбит в САР? И находятся ли под ударом группы, которых она ставит в один ряд с ИГИЛ, а США и Турция поддерживают и вооружают?

По словам обозревателя Star (5.10), Россия увидела в Сирии путь спасения от экономического краха и попыток международной изоляции по причине украинского кризиса. В этой связи «Москва стремится выйти в Средиземное море под предлогом помощи Сирии и вернуть себе право голоса на Ближнем Востоке».

За многие месяцы коалиция во главе с США почему-то не смогла препятствовать приобретению ИГИЛ новых территорий в Ираке и Сирии, однако России всего за несколько дней удалось обратить ИГИЛ в бегство, замечает Yeni Çag (5.10).

Помимо того, что Россия бьет по целям ИГИЛ и проводит таким образом «уборку территории» в Сирии, Москва пытается положить конец планам США, а также Саудовской Аравии, Катара и Турции, по обеспечению ухода Башара Асада с поста сирийского президента и приведению на его место своего сторонника, убежден журналист Cumhuriyet (6.10).

Для колумниста Yeni Safak (5.10) цели России и Ирана в Сирии гораздо шире, чем только защита режима Асада. Как две азиатские силы Россия и Иран ориентированы на ослабление позиций проатлантических сил в Сирии, а также реализацию своих исторических стратегических целей и имперских амбиций.
Как полагает журналист Sabah (9.10), Россия не может допустить победы «суннитского пакта» на Ближнем Востоке, поскольку в таком случае ситуация в Сирии разрешится в пользу Турции, и она вновь станет контролировать Средиземное море.

Хотя Россия настаивает на переходном процессе с Асадом, она прекрасно понимает, что в Сирии нет места «лидеру, имидж которого изрядно поистрепался», отмечает журналист Radikal (5.10). В этой связи Россия, не желающая возникновения «властного вакуума» в Сирии (который тут же заполнят террористы), осуществила «вмешательство» в САР, преследуя цель — обеспечить «управляемый переход» в постасадовской Сирии.

Поэтому, заключает автор статьи, разница во взглядах России и Турции на будущее САР связана не только с тем, останется ли Асад во главе государства. Если Турция даст России гарантии того, что будущее Сирии будет конструироваться на основе концепции секулярного государства, и здесь не повторится афганский сценарий, тогда, верит журналист, разногласия между Россией и Турцией во многом удастся преодолеть.

По мнению журналиста Yeni Safak (7.10), одной из целей прихода России в регион может быть выстраивание отношений с партией «Демократический союз» и Рабочей партией Курдистана, а также поддержка политики сирийского Курдистана на определенных условиях, связанных с Асадом. Это, пишет публицист, тревожный со всех точек зрения сценарий для Турции, который может потребовать от нее кардинального пересмотра ее сирийской политики.

По выражению другого журналиста Yeni Safak (5.10), и Запад, и Россия, и Иран всегда использовали сирийских курдов в качестве «троянского коня» против Турции. Как отмечает колумнист Radikal (6.10), и Россия, и США считают курдов, воюющих с ИГИЛ, своим союзником. При этом, полагает он, сотрудничество с Россией в гораздо большей степени отвечает ожиданиям курдов. Это, с одной стороны, означает для курдов «зачистку родных территорий», с другой — дает им возможность в дальнейшем использовать российское влияние на Дамаск для обеспечения себе подходящего статуса автономии на севере Сирии.

Нарушение российским самолетом воздушного пространства Турции вызвало в СМИ множество споров вокруг того, носил ли этот инцидент «случайный» или «умышленный характер». Со ссылкой на мнение экспертов Star (6.10) отмечает, что, нарушив границу с Турцией, Россия, возможно, проверяла реакцию Анкары или тестировала системы ПВО Турции и НАТО.

По мнению Habertürk (6.10) и Milliyet (7.10), Россия хотела выяснить, будут ли в отношении нее применены «правила задействования силы», которыми Турция руководствуется в отношении САР, и могут ли российские военные самолеты попытаться сделать то, что не в силах себе позволить сирийские воздушные силы.

Россия напомнила Западу о понятии «союзничество», пишет журналист Türkiye (6.10), обращая внимание на то, что после данного инцидента на турецко-сирийской границе от одного за другим союзников Турции по НАТО последовали заявления в поддержку Анкары.

Россия нарушила воздушное пространство не только Турции, но и НАТО, считает генерал в отставке Али Эр (Ali Er), приходя к выводу, что к турецким границам вплотную подобралась напряженность Россия – НАТО (Hürriyet, 6.10).

Как российско-турецкие отношения будут развиваться дальше? Подробный анализ на эту тему предлагает колумнист T24 (6.10) в статье под названием «Сирийский ход Путина: опасный этап в турецко-российских отношениях». Автор замечает, что отношения двух государств рискуют пережить самое сильное землетрясение в своей новейшей истории. Журналист полагает, что России и Турции, которые заметно сблизились в последнее время, и лишь сирийский кризис с 2011 года остается камнем преткновения между ними, важно и дальше пытаться оберегать свои двусторонние отношения от каких бы то ни было политических разногласий.

Milliyet (6.10) и Bugün (11.10) выступают с более резкой оценкой ситуации, возникшей в отношениях Москвы и Анкары после инцидента на турецко-сирийской границе, считая, что она может привести к «конфликту» и «столкновению» Турции с Россией.

Констатируя новый виток напряженности между двумя странами, колумнист Radikal (6.10) сообщает о том, что неопознанный МиГ-29, который, как отмечается, мог принадлежать или Сирии, или России, «держал на прицеле своего радара» турецкие F-16, патрулировавшие границу с Сирией.

Подавляющее большинство комментаторов выражало ту точку зрения, что долгосрочные проекты и экономические отношения, которые связывают Россию и Турцию, не должны стать жертвой военно-политической напряженности. По словам Türkiye (7.10), Турция и Россия, которым хорошо известен опыт войны друг с другом, должны знать цену нынешней мирной атмосферы. Россия как поставщик энергоресурсов для Турции и Турция как их потребитель и транзитер для России взаимозависимы друг от друга, подчеркивает Sabah (7.10). Порядка 50% своей потребности в газе Турция обеспечивает за счет России, а в силу роли Турции в международных энергетических проектах это одна из стран, с которыми Россия состоит в самом тесном экономическом сотрудничестве в регионе, добавляют Hürriyet (7.10) и Milliyet (8.10).

Если Россия приостановит поставки природного газа в Турцию, восполнить их за счет других стран будет крайне сложно. К такому выводу приходят Cumhuriyet (9.10) и Milliyet (9.10), отмечая, что Турция должна понимать, что ее отношения с Россией гораздо важнее фигуры Асада в Сирии.

Снижение вспыхнувшей напряженности возможно лишь через установление диалога с русскими, причем Турция может сама взять на себя такую инициативу, считает колумнист Milliyet (9.10).

Aksam (8.10), приводя мнение экспертов, заключает: как бы ни регрессировали в последнее время взаимоотношения между Турцией и Россией, вероятность возникновения новой русско-турецкой войны остается низкой.

Вторым кризисом между Россией и Турцией Türkiye (7.10) называет решение «Газпрома» вдвое сократить мощность «Турецкого потока». Это, по мнению колумниста Habertürk (7.10), с одной стороны, подтверждает, что Россия всегда ловко манипулировала данным проектом для достижения своих определенных политических целей, с другой — наводит на мысль, что и инциденты с нарушением турецкого воздушного пространства, а также удержанием турецких самолетов на прицеле были заранее спланированы.

Турции придется распрощаться с мечтой — стать энергетическим центром в регионе? Таким вопросом задается журналист Dünya (8.10), делая вывод, что так или иначе «Турецкий поток» будет претворен в жизнь, если он выполним с коммерческой точки зрения и необходим с точки зрения энергетических балансов.

Обозреватель Yeni Safak (8.10) убежден, что нынешние экономические условия делают Турцию незаменимой для России, и особенно в проекте «Турецкий поток». Турция — страна с растущей экономикой, которая на протяжении последних 13 лет сохраняет политическую и экономическую стабильность и благодаря новым энергетическим проектам делает уверенные шаги на пути к становлению «энергетическим центром» и важным игроком в этой сфере.

Еще одним тревожным шагом со стороны России Bugün (9.10) находит «отклонение российской стороной запроса Турции об увеличении поставок газа по “Голубому потоку” на три миллиарда кубометров». В этой связи издание приводит заявление Алексея Миллера о готовности «Газпрома» поставлять не менее двух из трех дополнительно запрашиваемых миллиардов кубометров газа по газопроводу «Турецкий поток», строительство которого, как отмечает издание, пока не началось.

Инциденты с российскими самолетами на турецко-сирийской границе, как и действия России в Сирии в целом обозреватель Taraf (8.10) рассматривает как часть путинской кампании по формированию общественного мнения внутри России. «Чем больше российский народ говорит о происходящем за пределами России и о роли этой страны на международной арене, тем меньше он осведомлен о том, что на самом деле происходит внутри страны», — пишет журналист. При этом главные цели российского лидера — держать страну в узде и ни при каких условиях не утратить власть.

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка