Несомненно, многие политики и простые граждане Европы возлагают большие надежды на российское военное участие в конфликте на Ближнем Востоке, которое могло бы остановить волну мигрантов на Старый континент. Однако надеяться на это не стоит, уверен комментатор портала NOVINKY.CZ (18.9) Ян Лудвик (Jan Ludvík). Он считает, что в регионе Россия преследует исключительно собственные цели. Прежде всего, она заинтересована в удержании Асада у власти и, возможно, в создании некоего небольшого, но стратегически важного квазигосударства, которое будет находиться под полным контролем России. Что будет с остальной частью Сирии, России безразлично.
Остановить конфликт Россия не хочет и не сможет, пишет Лудвик. Военное участие в войне в Сирии — дорогостоящее мероприятие, на которое у России в нынешней ситуации экономического кризиса вряд ли найдутся свободные средства. Более того, отмечает Лудвик, участие России в войне на стороне режима Асада может привести к столкновениям с США, поддерживающими оппозицию. Это только усугубит проблемы в отношениях этих двух стран, что опасно для мира, заключил журналист.
Бояться столкновений США с Россией не стоит, пишет в комментарии на портале Czech free press (20.9) Ладислав Кашука (Ladislav Kašuka). Публицист отмечает, что уже сегодня США «дают задний ход» и в целом готовы согласиться с участием России в событиях на Ближнем Востоке. И Соединенным Штатам не остается ничего другого, подчеркивает Кашука, ведь предложение Владимира Путина о создании международной коалиции по борьбе с ИГИЛ поддержали многие страны мира, в том числе Германия и другие страны ЕС.
Решение «пойти на попятную», пишет Кашука, вызвано не внезапно пробудившейся миролюбивостью США, а страхом опозориться на международной арене и оказаться в изоляции, если Россия все-таки победит вместе с Асадом ИГИЛ без участия Америки. В таком случае другие страны впредь в случае угрозы станут обращаться и просить о помощи именно Российскую Федерацию, а не оставшиеся не у дел США. Это лишит Америку и престижа, и влияния, и этого она допустить не может.
Об опасности, которую представляет для России участие в войне на Ближнем Востоке, пишет комментатор портала IDNES. CZ (18.9) Ян Кужварт (Jan Kuzvart). Несомненно, помощь существующему сирийскому режиму стратегически важна для России. Однако она должна следить за тем, чтобы ближневосточный конфликт не стал для нее новым Афганистаном. Помимо опасности завязнуть в бесконечном конфликте есть и риск очередного витка обострения отношений с США. Также России, по мнению Кужварта, не стоит забывать об ограниченности собственных ресурсов.
Но, несмотря на все риски, подчеркивает комментатор, Владимир Путин решился на военное участие России по понятным причинам. Во-первых, это прагматический шаг, ведь Россия преследует свои стратегические интересы. Во-вторых, это продуманный пиар-ход, призванный вывести РФ из международной изоляции и улучшить ее имидж в глазах мировой общественности. Послание Путина миру, считает Кужвал таково: Россия, несмотря на санкции, не боится продолжать отстаивать свои внешнеполитические интересы. И пусть ресурсов у России на то недостаточно, но для привлечения к себе и внимания и роста престижа этого хватит, заключает чешский комментатор.
Путин мастерски проводит великолепную операцию. Так считает автор портала VAŠE VEC (24.9), работающий под псевдонимом jip. По его словам, Владимиру Путину прекрасно удается повышать престиж России и находить поддержку даже у тех, кто прежде не желал идти на сближение и сотрудничество. Европейский Союз, прогибающийся под натиском беженцев, уже одобрительно смотрит на военное вмешательство России в конфликт на Ближнем Востоке. Кроме того, Путин недавно значительно улучшил и свой имидж, и образ РФ в мусульманском мире, открыв в Москве самую большую мечеть в Европе и пригласив на торжество лидеров мусульманских стран. Комментатор подчеркивает, насколько все это важно в условиях, когда угроза ИГИЛ обрела международный масштаб.
Облику российского президента на международной арене посвятил свой комментарий на радио CESKÝ ROZHLAS (24.9) Йозеф Млейнек мл. (Josef Mlejnek jr.). Он отмечает, что в прессе, в особенности чешской, участие России в войне в Сирии получило большой резонанс, и мнения на этот счет оказались преимущественно позитивными. Если Путину удастся помочь Асаду вернуть контроль над сирийской территорией, то в ЕС, в том числе в Чехии, по словам Млейнека, российского Путина будут готовы воспевать буквально как спасителя (ведь поражение ИГИЛ создало бы условия для прекращения потока беженцев).
Однако было бы ошибкой делать из Путина героя и забывать о его действиях на Украине, где он показал себя, по выражению комментатора, подлецом. Но европейская общественность сегодня столь взбудоражена, с сожалением отмечает Йозеф Млейнек мл., что провозглашения Путина героем исключать нельзя.
О том, что Владимир Путин снова на коне, пишет чешский аналитик Тереза Спенцерова (Tereza Spencerová) на портале газеты Literární noviny (21.9). Она, как и другие авторы, отмечает, что дипломатическая активность вокруг Сирии растет, а сопротивление участию России в войне в Сирии со стороны США ослабевает. Кроме того, недавнее выступление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, который прокомментировал действия союзников в борьбе с ИГИЛ, было явным посланием Вашингтону, чтобы он не вмешивался в российский план, иначе вся вина за все «плохое», в том числе за попытки продолжать использовать ИГИЛ как инструмент для достижения своих политических целей, будет возложена исключительно на США.
По словам Спенцеровой, сегодня в руках России все козыри, и у нее нет причин отказываться или корректировать свои планы в Сирии. Тем более что США не могут продолжать долго и упорно сопротивляться предложенному Россией плану совместной борьбы с ИГИЛ. США просто придется, пусть на какое-то время, отказаться от политики «сдерживания» России, отмечает чешский аналитик. «В любом случае, правда в том, что по прошествии полутора лет, когда на РФ оказывалось огромное давление из-за Украины, Путин и Россия снова в игре на международной арене и, возможно, в еще более важной роли, чем кто-либо мог ожидать еще год назад», — пишет в заключении Тереза Спенцерова.