Основатель и первый главный редактор газеты, а потом и ИД «КоммерсантЪ» Владимир Яковлев, ныне проживающий в Израиле, 17 августа опубликовал на своей странице в Facebook эмоциональный пост, в котором сообщил об охвативших его дурных предчувствиях, связанных с судьбой России. Яковлев считает, что в ближайшие недели или месяцы в России произойдет масштабный социальный кризис или смена власти.
Dmitry Gudkov: Пораженческий пост Владимира Яковлева, в котором он призывает уезжать и увозить детей, тем не менее кажется мне пророческим. Те два сценария, которые описывает основатель «Коммерсанта», — «русский бунт» или распад государства — не просто реальны. Их близость чувствуют все, от ярого либерала до «патриота», обмотанного георгиевской ленточкой на манер мумии. Расходятся они только в сроках. Яковлев пишет про недели и месяцы, «патриоты» рассчитывают на годы.
Данил Газизов: Раньше, в СССР, говорили — есть мнение... Сейчас, в российском обществе, уставшем от постоянного ощущения тревоги, все больше проявляется предчувствие коллапса в стране. Это неосознанное, спонтанное, казалось бы ни на чем не основанное ощущение все больше приобретает черты твердого убеждения. Хотелось бы только, чтобы это произошло как можно быстрее. И наступили бы в стране спокойствие, умиротворение, безмятежность и ощущения счастья...
Впрочем, если почитать публикации в интернете, то в апокалиптический для России прогноз верят далеко не все. Андрей Шмаров, в свое время являвшийся заместителем главного редактора ИД «КоммерсантЪ», так ответил своему бывшему начальнику:
Андрей Шмаров: Не понимаю, откуда он это взял, хотя вроде бы профессиональный информационщик, должен уметь пользоваться источниками, а не «Рабинович напел». Ведь согласно Ильичу, который в бунтах покруче Яковлева, для революционной ситуации требуется:
- верхи не могут больше так жить,
- низы не хотят этой жизни,
- нарастает классовая борьба,
- в стране есть сильная революционная партия.
Ничего подобного в России сейчас нет, и не предвидится.
Между тем Владимир Яковлев в своем тексте затронул не одну, а целых две темы: судьба России и эмиграция. Некоторые блогеры пытались ответить на оба вопроса.
Серг Митрофанов: Яковлев вовсе не пророк. Хотя положение действительно плохое. Но катастрофа — это как раз хороший вариант. Хуже, если все так и замерзнет. Потом хорошо ему предлагать уехать. А как? Уедут только богатые.
Давид Тойман: Первое, что меня всегда удивляет, это то, как точно могут оценивать внутреннюю ситуацию в России люди, живущие по полгода (минимум) за ее пределами, а в то время, когда пребывают внутри страны, чаще всего не выезжают не то, что за пределы МКАДа, но и за пределы Садового кольца. Второе, чем я восхищаюсь, это тем, насколько далеки они от действительного понимания настроения в регионах. На самом деле никаких предволнительных настроений там нет. Не до этого людям. Да и просто не интересно.
Особенно под осень — у них картошка, грибы и прочие запасы надо бы поднакопить. Третье. Как я уже обозначил, на мой взгляд, прекрасная прослойка людей состоявшихся, недосостоявшихся и мечтающих состояться, отнюдь не велика, к нашему всеобщему сожалению. И пост Владимира Яковлева, скорее всего, обращен именно к ним, а не к многодетной же семье с ипотекой из поселка Красный Стекловар. Они бы (из Стекловара) может и рады улететь в прекрасное далеко, как можно дальше и желательно поближе к теплому морю, но вот даже на проезд до ближайшего аэропорта денег не хватит.
На то, что обращение Яковлева — не для широких масс, обратил внимание и политолог Александр Кынев.
Александр Кынев: На мой взгляд, яркий пример полного непонимания, как и на что живут люди вокруг. Конечно, самому Автору есть где и — главное — на что жить. Но вот на что и где жить тем, к кому он обращается? И что потом? Бомжевать, мыть полы? Катастрофа если и произойдет, то точно не за два-три месяца, это процесс тягучий и долгий. Но не надо стоить иллюзий — мы никому и нигде не нужны кроме самих себя. Нищета за рубежом будет ничем не лучше — без денег не будет ни медобслуживания, ничего другого.
Впрочем, часть тех людей, кто может быть причислен к целевой аудитории обращения Яковлева, тоже не слишком приветливо встретили призыв «Уезжайте!».
Евгения Белоусова: Вопрос не в том, сколько ты жил. И где. Но как. «Уезжайте!» — это не тот слоган, который меня вштыривает. Что-то из суеты и трусости. Но «Будьте людьми» — как-то выше и достойнее. А это уже можно упражняться, где угодно. Кой смысл метаться.
Песня про «пора валить» — она давняя. И в какой-то момент часть граждан страны решили: «А пусть, собственно, валят. И желательно поскорее».
Суровый взгляд нетолерантного медведя: В общем-то, если абстрагироваться от эмоций данного либерального борца, то определенное зерно истины в его словах найти можно. Кое-кому действительно пора бы уже из страны. Нет, не потому, что в России случится какой-то мифически переворот. Напротив, нынешняя политическая система как раз становится гибче и резистентнее к внешним раздражающим факторам.
Unilevel: В связи с кошмарным предупреждением основателя «Коммерсанта», который взял да и предсказал недоброе, посоветовав сразу всем хорошим людям немедленно уезжать, предлагаю по аналогии с Израилем ввести специальную «корзинку отсюдорбации». В конце концов, люди не чужие. Приносили здесь какую-то пользу. Наверное. Хотя бы иногда. Кому-то. Когда-то. Надо их достойно проводить. В любую страну по выбору. Не с пустыми же руками? Да и нам пора пожить спокойно, для себя — мы ведь сделали для вас все, что могли. Тем более, дело-то идет к естественной развязке.
Но выбор, как и вывод, понятно, что каждый сделает сам за себя и для себя. Хотя, как считают некоторые блогеры, ассортимент, как в эпоху дефицита, не богат.