Активисты движения «Божья воля» 14 августа устроили погром на выставке нонконформистского искусства 60-70-х годов «Скульптуры, которых мы не видим» в «Манеже», повредив несколько экспонатов, показавшихся им богохульными. В частности, им не понравились гравюры на линолеуме, изображающие Иисуса Христа обнаженным, и стилизованные головы Иоанна Крестителя, выставленные на тарелках. По данным куратора выставки, были повреждены четыре работы. «Лента.ру» поговорила с организатором акции православным активистом Дмитрием Цорионовым по прозвищу Энтео о богохульстве, границах допустимого в искусстве и радикализме верующих.
«Лента.ру»: Почему именно эта выставка?
Цорионов: На ней происходит беспрецедентный акт богохульства, который не имел аналогов в новейшей истории России. Никогда ничего подобного не было выставлено на всеобщее обозрение, тем более на государственной площадке. Речь идет о порнографии с Иисусом Христом, о страшном хулении Божьей Матери, о нескольких десятках абсолютно кощунственных работ. На этой выставке было множество авторов, в том числе и современных, и всех их объединяла тема богохульства.
Это все уже было, Марат Гельман уже привлекал внимание кощунством к своим бездарностям. Мы помним выставку «Осторожно: религия». Многие из тех, кто ее разгромил, давно стали священниками. Это нормальная реакция общества на попрание самого святого в своей жизни. Пусть каждый у себя спросит, что бы он сделал, если бы увидел порнографическую карикатуру на свою мать, дочь, жену, как бы он поступил, если бы государство его не защищало.
Зачем же сразу погром? Вы в полицию не думали обратиться?
Наравне с заявлениями в органы о нарушении статей 148 и 282 Уголовного кодекса («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» — прим. «Ленты.ру»), мы также будем подавать иск за клевету. Среди экспонатов повреждений не было. Кусок линолеума с богохульством мы взяли для того, чтобы показать правоохранительным органам. Одна тарелка из магазина ИКЕА, которая не имела отношения к экспозиции, была разбита в ходе дискуссии. Вот и все. Ни одной статуэтки разбито не было, это грязная клевета, чтобы отвлечь внимание от того, что эти люди нарушили как минимум две статьи Уголовного кодекса и им грозит реальное уголовное преследование.
Закон не работает. Государство не защищает чувства верующих, не защищает наши святыни. Только поэтому мы вынуждены привлекать внимание общества к этому вопросу. Мы делаем это максимально мирными способами. Другие бы на нашем месте действовали более радикально и были бы правы.
Лично я постоянно сталкиваюсь с проявлениями радикализма. Я слышу это от ветеранов боевых действий, от тех, кто приехал с Донбасса или воевал в Чечне, от представителей казачества. Слышу о самых разных инициативах, и некоторые из них меня пугают. Я делаю все возможное, чтобы сдерживать этих людей, направлять их праведный гнев в мирное русло, чтобы они выражали свой протест в правовом поле. Хотя бы так, как делает наше движение — креативными акциями. Мы бы очень хотели позвонить в полицию, чтобы она закрыла богохульную выставку, но это не работает.
Если бы уважаемый гражданин Легойда добился, чтобы хотя бы один прецедент из многих случаев публичного богохульства был осужден по 148 статье, я бы обнял его как своего старшего брата. И поблагодарил бы бога за то, что у нас такое цивилизованное общество, которое защищает наши святыни. Но это не работает. Это прекрасно знает любой церковный чиновник. И мы вынуждены создавать общественный резонанс. Лично я не могу пройти мимо того, как хулится Иисус Христос, у меня сердце болит. И я такой не один, нас таких много — до восьми процентов населения нашей страны.
Что будете делать, если выставка продолжит работу?
Мы подадим заявление в мэрию на проведение около «Манежа» митинга на пять тысяч человек. Если нам дадут добро, мы уверены, что без труда соберем столько людей. Мы озвучили послание к министру культуры Мединскому. Мы спросили, почему чиновник, который живет на наши налоги, позволяет топтать наши святыни за государственный счет. Что это за беззаконие? Не сатанист ли он?
Также было обращение к депутату Ярославу Нилову, который возглавляет комитет Госудумы по делам общественных и религиозных организаций. Под его началом создавался закон «О защите чувств верующих», и Нилов гарантировал, что он будет работать, хотя эксперты в этом сомневались. В итоге закон не работает, а депутат посмел осудить тех верующих, которые выполняли свой долг. Мы от лица общественности поставим вопрос о снятии господина Нилова с занимаемой им должности по причине профнепригодности. Это в том числе персонально его вина, что возникла социальная напряженность, которая выходит на федеральный уровень. Как в случае с «Тангейзером» в Новосибирске, в случае с пьесой в МХТ имени Чехова («Идеальный муж» — прим. «Ленты.ру»). Социальная напряженность нарастает, и непонятно к чему это приведет. Этот чиновник должен нести за это ответственность.
Для нас очевидно, что это ритуальный акт богохульства. Именно в тот день, когда церковь празднует великий праздник — Воздвижение креста Господня. Именно в этот день ритуально хулятся святыни в самом центре Москвы, о чем рассказывают СМИ. Это делают нормой для нашего общества. Мы категорически против. Мы не привлекаем внимание к выставке, мы привлекаем внимание к серьезнейшему моральному выбору. С Богом мы или против него, можем ли мы организовать справедливое, свободное общество, где не попираются религиозные свободы граждан, не попираются их святыни. Или мы будем жить как дикари. Речь идет о привлечении внимания людей к допустимости богохульства в общественном пространстве. Сама выставка никому неинтересна, это один из многих криков сатаны, одна из многих провокаций. Люди, сознательно устраивающие такое поругание Иисуса Христа, — экстремисты.
Но ведь христианство учит смирению и прощению.
Иисус Христос, сама любовь, сама кротость, взял бич, опрокинул столы менял, выгнал всех непотребно ведущих себя в святом месте. Христианство — это религия сильных, религия воинов, религия мучеников, это религия, покорившая весь мир. Никогда христиане не были терпилами. Если бы вы посмотрели, чему учат наши святые, наши авторитеты — там прямые призывы к тому, чтобы через насилие достигался баланс в обществе, чтобы любые иноверцы боялись хулить православные святыни. Я к этому не призываю, но об этом пишет, например, Иоанн Златоуст. Есть масса случаев, когда христиане жестко защищали свои святыни от поругания. Это нормально. Так делается в любой религии.
Что оскорбляет чувства верующих, а что нет? Где граница?
Формулировка «О защите чувств верующих» — глупая. Мне нет дела до моих чувств. Речь идет об осквернении святынь. Но, поскольку наша безбожная правовая система не может оперировать такими понятиями, как «сакральное» и «Бог», мы вынуждены создавать суррогаты. Граница простая — сами верующие всегда прекрасно это видят. Речь идет о религиозных символах, об Иисусе Христе, Божьей Матери, о святых, когда они изображаются в неподобающем, оскорбляющем виде — это кощунство. Сомневающийся может спросить у любого священника.
Выходит, тема веры и религии в искусстве должна быть табуирована, чтобы не задеть ничьи чувства?
Надо с уважением относиться друг к другу. Если человек изображает порнографию с Иисусом Христом, надо думать, что это может кого-то очень сильно обидеть.
Имеете в виду Иисуса, изображенного без набедренной повязки?
Да. Часто бездарные художники пытаются привлечь внимание к своим работам провокациями, и мне бы хотелось, чтобы это пресекалось по закону. Никто из нас не будет бегать по «Эрмитажу» или «Третьяковке» и требовать, чтобы у античных статуй закрыли бюст. Речь идет о прямом и сознательном поругании наших святынь. Никто не собирается переходить границы и требовать запрета чего-то необоснованно.
Чего вы добиваетесь?
Мы хотим, чтобы нас оставили в покое. Мы хотим, чтобы Россия вспомнила о Боге, чтобы основы христианской нравственности присутствовали в нашей жизни. Мы хотим жить в прогрессивном, свободном обществе, где соблюдаются человеческие нормы жизни и у людей есть какие-то нравственные ориентиры.
Нравственные ориентиры, наверное, воспитываются иначе, нежели нападением на искусство, которое для многих так же важно, как для вас образ Христа.
Им важно хулить Иисуса Христа, они считают, что это их право — делать другим больно. Эти люди —экстремисты, и они должны быть изолированы от общества.
Некоторые правозащитники уже сравнили вашу акцию с деятельностью запрещенной в России организации ИГИЛ.
Во-первых, хотелось бы пожаловаться на низкий уровень ведения полемики этими людьми — всех, кто не согласен с их взглядами, они клеймят игиловцами, как раньше клеймили фашистами, или как коммунисты всех клеймят власовцами. Это очень дешевый пропагандистский прием. Я убежден, что один и тот же дух движет и террористами ИГИЛ, этими демонами во плоти, уничтожающими православные монастыри, храмы, продающими в рабство монахинь, и этими «правозащитниками», которые хотят отстоять право публично глумиться над Иисусом Христом. Это один и тот же дух, и имя ему Люцифер. Он движет ими. Люди, отстаивающие право на богохульство, — преступники, и в любом цивилизованном обществе с ними никто не сядет есть за один стол, они должны быть изгоями, это варвары.
Почему нас сравнивают с ИГИЛ? Мы кого-то убиваем, совершаем теракты, похищаем? Что за детский сад?! Я хочу отметить, что никто даже не побил этих преступников, организаторов выставки, хотя моральное право было.
Беседовала Александра Федотова